О здоровье гражданского сектора экономики в Калужской области
Во многих странах мира давно и успешно занимаются изучением некоммерческого сектора экономики:
исследователи и эксперты разрабатывают методы сравнения масштабов, ресурсов и структуры этого сектора,
измеряют его основные характеристики, чтобы оценить уровень и качество развития —
это даёт импульс к совершенствованию сектора, а также помогает понять, насколько сектор может способствовать социальному и экономическому развитию на уровне стран и регионов.
Интерес к изучению некоммерческого сектора связан с тем, что в современном мире взаимодействие государства и гражданского общества стало составной и неотъемлемой частью государственного и муниципального управления.
Организации, которые не получают прибыли, получили признание как один из ключевых ресурсов для достижения целей устойчивого развития.
В последние десятилетия власти России реализует стратегию, направленную на вовлечение структур гражданского общества, в частности некоммерческих организаций / НКО, в процесс решения задач социально-экономического развития. С этим процессом связывают планы по повышению качества и доступности услуг в социальной сфере.
До 2020 года в России не существовало публично признанного инструмента сравнительной оценки уровня и качества развития некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации.
Спустя год на форуме «Сообщество» в 2020 году был впервые представлен пилотный рейтинг. Общественность проявила интерес к этому продукту, он оказался востребован также властью и бизнесом.
За эти годы рейтинг стал одним из знаковых проектов Общественной палаты и общественных палат субъектов Российской Федерации. Российский некоммерческий сектор сегодня является значимой частью экономики и инфраструктуры социальной сферы, важным инструментом развития ценностной и коммуникативной среды гражданского общества.
Общественная палата РФ опубликовала итоги работы (и состояние) третьего сектор экономики в 89 субъектах РФ.
НКО Калужской области оказались на 41-м месте; НКО Москвы — на 1-м.
В топ-10 регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» вошли следующие субъекты: Москва, Республика Татарстан (Татарстан), Нижегородская область, Самарская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белгородская область, Архангельская область, Ленинградская область, Свердловская область.
Министерство труда Калужской области вот, уже 2 года финансирует из обл.бюджета так называемый ресурсный центр «Инициатива» и продолжает финансировать Общественную палату Калужской области, а так же каким-то образом распределяет обл.гранты между СО НКО. Судя по исследованию: никаких больших подвижек и прорывов в развитии гражданского сектора в КО в настоящее время нет; застряли что называется …
Правда, 4 года назад, когда областного финансирования калужских НКО не было вообще, Калужская область была в общероссийском рейтинге на 81-м месте.
Хуже всего сегодня живётся общественникам в Калмыкии, Тыве, Крыму и Алании / Сев. Осетии.
Исследование «здоровья НКО» ведётся по 56 позициям. Из 56 позиций, по которым оценивается состояние НКО, Калужская область вошла в ТОП-16 только в позиции «Пиар».
Общественная палата РФ / ОП РФ делит регионы на 4 группы:
1) лидеры;
2) аутсайдеры;
3) вундеркинды (эффективно использующие небольшие ресурсы);
4) аномальные аутсайдеры (при всех благоприятных условиях в силу тех или иных причин потенциал развития третьего сектора на территориях этих регионов используется совершенно недостаточно и неэффективно).
Полагаю, что гражданский сектор Калужской области находится на границе 3 и 4 групп:
власти считают, что калужские НКО — недоразвитые, но «вундеркинды»;
а само гражданское общество считает, что мы — вполне себе состоявшиеся «аномальные аутсайдеры», потому что в Калужской области в феврале 2022 года разрушен и пока не сформирован «иной климат активизма».