Главная » Что мы делаем » Годовые отчеты » Отчет о работе за 2016 год

Отчет о работе за 2016 год

В 2016 году Калужское региональное общественное движение (КРОД)  «За права человека»  получило президентский грант № 65/2015/3 на социально значимый проект по оказанию правовой помощи гражданам Украины в Калужской области.

Сумма гранта: 826650 рублей

Распределение суммы по статьям:

В 2016 году  в КРОД  «За права человека» на приём обратилось более 900 граждан Украины (многие из них — по несколько раз).  Каждому обратившемуся была оказана эффективная помощь  – до решения  проблемы.

Основной объем работы был связан с оказанием  практической правовой помощи: от постановки на миграционный учет до получения российского гражданства.

Правозащитная работа велась по нескольким направлениям:

  • непосредственная правовая помощь обратившимся гражданам Украины, в том числе интервьюирование;
  • помощь в подготовке документов, заполнение бланков заявлений, оформление миграционного учета в Калужской области;
  • помощь в получении временного убежища (ВУ);
  • помощь в оформлении заявления-анкеты для участия в Госпрограмме переселения соотечественников тем, кто получил ВУ или разрешение на временное проживание (РВП);
  • помощь в подаче заявлений на участие в Госпрограмме добровольного переселения соотечественников из-за рубежа в Калужскую область;
  • помощь в получении гражданства РФ участникам Госпрограммы;
  • обращение в государственные органы и органы местного самоуправления в интересах обратившихся к нам граждан Украины, столкнувшимися с проблемами из-за регистрации, при трудоустройстве, приеме детей в школы, детские сады, колледжи, при получении бесплатной медицинской помощи и т.п.;
  • мониторинг типичных нарушений прав беженцев из Украины
  • работа со СМИ, подготовка материалов, снижающих социальную напряженность к приезжим из Украины;
  • подготовка законодательных инициатив: обращения в ФМС России, в Государственную Думу ФС РФ, к Губернатору Калужской области, к Уполномоченному по правам человека в  Калужской области, Уполномоченному по правам ребёнка в Калужской области, Уполномоченному по правам предпринимателей в Калужской области;
  • подготовка доклада о реализации прав беженцев из Украины в Калужской области.

 СОДЕРЖАНИЕ   РАБОТЫ

Прием граждан проводился три раза в неделю в общественных приемных КРОД «За права человека» в г. Обнинске,  г. Калуге и в г. Тарусе силами четырех сотрудников организации – руководителя и трех юристов.

За указанный период  к нам на приём обратилось  более 900  граждан Украины (многие из них обращались по несколько раз).  Мы   оказывали  им необходимую правовую, социальную и психологическую помощь. У некоторых беженцев с Юго-Востока Украины психологические проблемы: они были на войне, их психика пострадала, им трудно интегрироваться в российскую жизнь. Равнодушие и враждебность наших чиновников для них невыносимы.  Беженцы в любой момент  могли обратиться к нам по любому вопросу, просто позвонив по телефону.

Многим беженцам некуда возвращаться: их дома разрушены или  повреждены артобстрелами во время военных действий. Также беженцы опасаются возобновления военных действий на Юго-Востоке Украины.

Для быстрого получения российского гражданства граждане Украины  могут стать участниками Госпрограммы оказания содействия добровольному переселению в Россию соотечественникам из-за рубежа, которая реализуется в Калужской области с 2007 г.   В Москве и Московской области такой программы нет. Поэтому мы помогали и гражданам Украины, находящимся в Москве или Московской области, найти работу в  Калужской области и стать участниками Госпрограммы добровольного переселения соотечественников в Калужскую область.

На всех этапах — от первого обращения до получения временного убежища и гражданства РФ – осуществлялось, по мере необходимости,  правовое сопровождение каждого обратившегося, нуждающегося в помощи.

По каждому случаю граждан Украины, столкнувшихся с препятствиями, мы писали индивидуальные обращения в УФМС по Калужской области, ФМС России, губернатору Калужской области, в областное министерство труда, в прокуратуру. По некоторым случаям составили   заявления в суд.

Обращения граждан Украины фиксировались  в журналах приёма. В журнал заносились адреса фактического нахождения беженцев. Это не только Калужская область, но также Москва и Московская область, например, г. Серпухов.

Каждому обратившемуся оказывалась эффективная помощь  – до решения его проблемы. Иногда помощь одному человеку занимала  несколько месяцев, но мы настойчиво добивались результата.

В ходе приема граждан собрана  информация о типичных трудностях, с которыми наиболее часто сталкиваются беженцы из  Украины:

  • отсутствие временного жилья (закрытие пунктов временной регистрации);
  • проблемы с получением временной регистрации из-за отсутствия у беженца «принимающей стороны», прекращения помощи государства в оформлении временной регистрации  (миграционного учета);
  • недоступность процедуры обращения за убежищем из-за отсутствия у беженца временной регистрации (постановки на миграционный учет);
  • несоблюдение сроков принятия решения об убежище (2-3 месяца вместо трех дней);
  • трудности доступа к участию в Госпрограмме «Соотечественник» (например, многомесячная очередь на подачу анкеты);
  • нелегальное трудоустройство и невыплата зарплаты;
  • отсутствие материальной помощи со стороны государства;
  • отказ в бесплатном профессиональном образовании и другие.

Подробную информацию  о проблемах беженцев, выявленных в ходе работы организации в 2016 году, смотрите в Приложении к данному отчету.

РЕЗУЛЬТАТЫ 

  1. В 2016 году к нам на прием обратилось более 900 граждан Украины. Каждому обратившемуся мы оказали эффективную помощь. Иногда было достаточно правовой консультации, иногда требовалась помощь в оформлении документов.  Многие нуждались во временной регистрации в Калужской области, так как без нее в отделе по беженцам УФМС не принимали  заявление на убежище. Иногда помощь одному человеку занимала  несколько месяцев, но мы настойчиво добивались  результата. Всем обратившимся  мы смогли помочь получить временное убежище, оформить регистрацию, стать участниками Госпрограммы переселения соотечественников, получить РВП и российское гражданство
  2. В рамках работы по оказанию помощи беженцам у нас сложилось хорошее взаимодействие с Уполномоченным по правам человека Калужской области,  с Министерством  труда, образования и здравоохранения Калужской области.
  3. Возникли сложности в части исправления обнаруженных системных недостатков. Например, с большим трудом удалось прекратить продажу квот на РВП во ФГУП ПВС ФМС в Калуге. Не удалось заставить отдел по беженцам в УФМС принимать у граждан заявления о предоставлении  убежища  без предварительной постановки на миграционный учет в Калужской области.
  4. Неожиданно мы столкнулись с противодействием со стороны чиновников бывшей УФМС. Мы, общественная организация, помогали беженцам из Украины, а представители государства — чиновники бывшей УФМС (теперь УМВД) — не только не помогали беженцам, но часто препятствовали  им в оформлении документов.  По информации начальника Управления по вопросам миграции УМВД по Калужской области Ю. А. Кульбицкого, с начала военных действий на Юго-Востоке Украины (с лета 2014 г.) и по 30 сентября 2016 г. около 13000  граждан Украины обратились в отдел по беженцам УВМ УМВД по Калужской области с заявлениями о предоставлении временного убежища (ВУ). За этот же период на прием в КРОД «За права человека» обратилось около 1500 человек. Выходит, что каждый девятый гражданин Украины, ищущий убежище в Калужской области, обратился на прием за помощью или консультацией в нашу организацию.

 

Председатель Совета КРОД  «За права человека»    

Татьяна Михайловна Котляр

e-mail:  Kotan@Obninsk.ru

 

Приложение к отчету

Основные проблемы беженцев и нарушения их прав, выявленные КРОД  «За права человека»  в 2016 году
Доступность отдела по беженцам и отношение к беженцам

На приёме мы постоянно выслушивали рассказы беженцев из Украины о посещениях отдела по работе с беженцами бывшей УФМС в Калужской области, что позволило нам зафиксировать основные нарушения закона со стороны данного отдела.

В первой половине 2016 г., чтобы  попасть на прием в  отдел по беженцам в Калуге, нужно было занимать  очередь ночью. Затем ситуация усугубилась реорганизацией ФМС:  передача функций ФМС в МВД и сокращение сотрудников УФМС. Из-за этой реорганизации с конца мая по июль 2016 г. в отделе по беженцам бывшей УФМС стало невозможно даже подать заявление о предоставлении убежища. Исполнитель  проекта Л.А. Мосеева-Элье неоднократно посещала отдел по работе с беженцами бывшей УФМС по Калужской области,  опрашивала иностранных граждан, пытавшихся  подать заявление о предоставлении убежища.

Из описания  Л.А. Мосеевой-Элье:

С жалобой на незаконные действия сотрудника калужской миграционной службы (отдел по работе с беженцами) обратились граждане Украины, проживающие в Жуковском районе Калужской области и в городе Обнинске: Нэлли К., Денис К., Ирина Я. с  сыном 3-х лет.  Уже больше 10 дней они не могут попасть в процедуру поиска убежища, хотя по ФЗ «О беженцах» в процедуру беженец должен быть допущен в день обращения. Украинские беженцы приезжают в Калугу, встают в очередь, чтобы попасть в кабинет № 5 к сотруднику отдела по работе с беженцами (часы приёма: с 10-00 до 13-00).  Обычно после 11-00 сотрудник забирает у искателей убежища национальный паспорт, а потом вызывает по одному в кабинет, и вручает бланки для 2-х интервью (которые по административному регламенту  миграционной службы должна заполнять сама!). В этот день больше искателей не принимает. И беженцам приходится из района приезжать вновь, чтобы во второй раз попытаться сдать уже заполненные анкеты (вопросники). Но сотрудник не принимает у искателей и заполненные анкеты, всякий раз находит в вопросниках какие-то помарки и неточности. Требует переписать. Людям приходится (в том числе матери с малышом из Жуковского района Калужской области) приезжать в областной центр вновь и вновь. Удачей у калужских беженцев считается сдать ходатайство и заполненные вопросники в отдел по работе с беженцами  с 3-го раза! Но справку о подаче документов на поиск убежища сотрудник не выдаёт, пока беженец не принесёт справку о медосмотре. А направление на медосмотр сотрудник так же может не выдать в день обращения, а может предложить ещё раз приехать в Калугу только за направлением на медосмотр.  Кроме этих препятствий,   у беженцев требуют предъявить самостоятельную регистрацию. Никакой помощи беженцам в регистрации калужская миграционная служба не предоставляет.

Сотрудник  ведёт себя по отношению к посетителям грубо, кричит, показывает оскорбительные жесты.

7 июля 2016 г. к Мосеевой-Элье по телефону обратился с жалобой на сотрудницу отдела по работе с беженцами гражданин Украины, офицер армии ДНР.  Вот, что он сказал: «Я, когда получил  свидетельство беженца, даже не рискнул спросить у нее,  где и как мне встать на миграционный учёт и что делать дальше? Я испугался её обращения со мной«. Но, если сотрудника миграционной полиции боится даже боевой офицер, какого тогда приходится обычным, мирным беженцам, которых она «обслуживает».

Отказ в приеме заявлений о предоставлении убежища

Закон о беженцах не предусматривает никаких оснований для отказа в приеме у иностранных граждан заявления о предоставлении убежища. У каждого есть право искать убежище. Однако многие граждане Украины обращались к нам за помощью в связи с отказом сотрудников отдела по беженцам бывшей УФМС принять  у них заявления о предоставлении убежища.

Я неоднократно обращалась в ФМС России с жалобами на отказы отдела по беженцам бывшей УФМС по Калужской области принимать заявления о предоставлении убежища у граждан  Украины, если у них не оформлена временная регистрация на территории Калужской области. Подобные отказы в доступе к процедуре получения убежища в отделе по беженцам носят массовый характер.

«ФЗ «О беженцах» не содержит оснований для отказа в приеме заявлений о  предоставлении временного убежища» — так отвечала ФМС России на наши жалобы.

Из ФМС России я получила ответ Н. М. Смородина: «По информации УФМС по Калужской области заявления о предоставлении убежища от граждан р. Украины. УФМС по Калужской области … принимаются без истребования предварительной постановки на миграционный учет в Калужской области».

Но это не так. Сотрудники отдела по беженцам Управления ВМ УМВД по Калужской области упорно продолжали отказывать в приеме заявлений,  вынуждая беженцев покупать регистрацию в Калужской области.

Мои обращения в УФМС по Калужской области и в ФМС России помогли решить проблемы отдельных беженцев. Но, несмотря на полную реорганизацию ФМС России, нам не удалось в 2016 году изменить незаконную практику отказов в доступе к процедуре получения убежища в Калужской области.

Несколько типичных случаев:

  1. К нам на прием обратился с жалобой Владимир А., гражданин Украины, который с женой и двумя маленькими детьми покинул Украину в 2014 г. и искал убежище в Калужской области. С тех пор  А. с семьей живет в г. Обнинске. В отделе по беженцам УФМС по Калужской области у него и его жены не приняли заявления о предоставлении убежища, заявив: «Сначала встаньте на миграционный учет в Калужской области!».  По месту фактического проживания семью А. не регистрируют. Это обычная практика, когда собственники жилья  не регистрируют (даже не ставят на миграционных учет на 3 месяца) граждан Украины, которым сдают квартиры. Жильцы жалуются, что у них за миграционный учет на 3 месяца дополнительно требуют заплатить по 2,5 тыс. руб. с человека. Семье беженцев из 4-х человек за регистрацию нужно дополнительно заплатить 10 тысяч!  Регистрацию за такую цену можно просто купить (фиктивная регистрация). У А. таких денег не было. Также у А. нет в Калужской области «принимающей стороны» —  ни родственников, ни знакомых, кто мог бы их зарегистрировать. А. обратился ко мне на прием и я поставила его на миграционный учет в моей квартире. С оформленной регистрацией А. опять попытался подать в отдел по беженцам УФМС в Калуге заявление о предоставлении ему временного убежища. Но там у него вновь  не приняли заявление, сославшись на то, что  он не живет там, где его согласились зарегистрировать временно.

Последствия этих действий УФМС для А. и его семьи были очень тяжелые. А. сломал обе ноги.  Из-за отсутствия временного убежища  у А. не было медполиса ОМС.  Он официально не мог работать, т.е. ему никто не платил по больничному. После моих обращений в ФМС России у А. согласились принять заявление о предоставлении  временного убежища. Но и тогда А. долго не мог подать заявления о предоставлении убежища в УФМС, т.к. физически не мог выстоять очередь из ста человек.

  1. На прием обращался Сергей Г., гражданин Украины, живущий в Перемышльском районе Калужской области.  с жалобой, что в отделе по беженцам УФМС в Калуге у него не приняли заявление о предоставлении убежища из-за просроченной регистрации в Перемышльском районе. В отделе по беженцам ему сказали, что без регистрации у него не примут заявления на убежище. Но в городском отделе по вопросам миграции отказались поставить Г. на миграционный учет. Сказали, что у них указание: «до декабря продлевать регистрацию гражданам Украины только из Донецкой и Луганской области». Остальным  гражданам Украины регистрацию свыше 90 дней не продлевают.

 

  1. На прием обращалась беженка П. из Луганской области. Семья — пять человек. Муж нашел работу и снял жилье на ферме в селе Недельном Малоярославецкого р-на. Но  там отказались регистрировать беженцев. 4 февраля 2016 г. П-вы обратились в отдел по беженцам УФМС по Калужской области, чтобы подать ходатайство о предоставлении им убежища. Заявления у них не приняли. Сказали: без временной регистрации в Калужской области заявление о предоставлении убежища не принимают!

 

  1. К нам за помощью обратилась беженка из Украины Лариса Б. Сразу после приезда в Калужскую область беженка родила тройню! Муж Б. – гражданин Молдовы. В семье беженцев пятеро детей. Никаких пособий на новорожденных детей, никакой материальной помощи от государства семья не получила. Сначала Б. отказывали в приёме заявления о предоставлении временного убежища, требуя справки из Консульств Молдовы и Украины про отсутствие гражданства детей. Я была уверена, что после письменной жалобы в УФМС у многодетной беженки немедленно примут заявление о предоставлении временного убежища. Но пришел письменный отказ —  в УФМС не принимали  заявление, сочтя украинский паспорт Б. недействительным, так как она не поменяла в своем паспорте фамилию на фамилию мужа.  Есть ли у УФМС  право объявлять недействительным неподдельный паспорт, выданный в ином государстве? В  УФМС потребовали, чтобы беженка обратилась в ОУФМС в г. Обнинске с заявлением об установлении личности. Проблема в том, что процедура установления личности по закону длится 3 месяца. Муж беженки уже получил РВП, но  не может подать анкету для участия в Госпрограмме с женой и детьми, т.к. у жены нет Свидетельства ВУ. Их дети, родившиеся в Калуге, не получили никакого гражданства по рождению. Родители хотели  воспользоваться пунктом «г» части 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ», и просили  дать их новорожденным детям российское гражданство по рождению.  Ни ФМС, ни УФМС не стали самостоятельно делать запрос в консульства Молдовы и Украины в Москве о наличии/отсутствии у троих детей  гражданства.
Регистрация – проблема, созданная чиновниками

У граждан Украины, ищущих убежище в Калужской области или уже получивших временное убежище, много  проблем: отсутствие средств к существованию, жилья и работы, материальной помощи государства, невыплата пенсий и социальных пособий.

Но одна из самых серьезных для них проблем — регистрация (прописка) — создана калужскими чиновниками искусственно. Именно она во многом обуславливает прочие проблемы беженцев и участников Госпрограммы переселения соотечественников.

Например, в Калининградской области, в которой также  реализуется  данная Госпрограмма, нет проблемы регистрации ее участников. Там в УФМС при постановке на учет задают вопрос: «Вам есть, где зарегистрироваться?» Если приехавший говорит: «нет», то ему сообщают адрес, где его временно зарегистрируют. И всё. И нет проблемы.

В Калужской области десятки тысяч граждан Украины получают временное убежище и хотят участвовать в Госпрограмме оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Калужскую область, чтобы получить гражданство РФ. Но с 2016 года в Калужской области не помогают беженцам даже в оформлении временной регистрации (миграционного учета). До декабря 2015 г. беженцев ставили на миграционный учет в г. Калуге, ул. Кубяка, д. 26 (социальная гостиница). В 2016 г. в Калуге государственные органы полностью прекратили помощь беженцам в оформлении временной регистрации. Наши обращения к Губернатору по этому вопросу оказались безрезультатны. Бесплатная регистрация не требует ни копейки средств из бюджета, но областные власти не хотят больше помогать беженцам. В других регионах России, где принимают беженцев из Украины, им при необходимости помогают в оформлении регистрации. А в Калуге беженцам, не имеющим принимающей стороны (кроме государства),  предлагают купить регистрацию.

Временная регистрация на год для одного человека в Калужской области  стоит 10–15 тыс. рублей.

Большинство беженцев из Украины, обратившихся к нам, просили помочь им оформить временную регистрацию, так как  у них не было средств на платные услуги.

Считаю, что  помощь беженцам – это обязанность государства, Калужских властей. Кому мешало, что в 2015 г. беженцев бесплатно ставили на миграционный учет в г. Калуге?

Срок рассмотрения заявлений на убежище и запрет на работу

Мы получили много жалоб на длительный срок рассмотрение заявлений о предоставлении убежища и выдачу Свидетельств ВУ.  До получения Свидетельства ВУ гражданин Украины не имеет права работать в России. Беженцы не имеют достаточно денег, а им приходится снимать жилье, содержать детей и стариков, при этом работать они не имеют права. Никакой материальной помощи беженцы из Украины не получают.

Мы неоднократно просили отдел по беженцам Управления по вопросам миграции УМВД по Калужской области ускорить рассмотрение заявлений о предоставлении убежища и выдачу Свидетельств ВУ.  Мне известно о рекомендации ФМС России – принимать решение по заявлениям о предоставлении убежища в трехдневный срок. Но в Калужской области отдел по беженцам выдает Свидетельства ВУ только через 2,5–3 месяца. Если бы вопрос о предоставлении временного убежища решался в  трехдневный срок, то запрет на работу для ищущих убежище не имел бы значения. А если у беженцев нет денег? Они вынуждены работать нелегально.

Например, 7.07.16 в отделе по беженцам в Калуге у беженки из Донецка приняли заявление о предоставлении убежища. Она прошла медосвидетельствование (с ребенком).  Медицинские справки на нее и ребенка уже поступили в отдел по беженцам. После этого беженка попросила выдать ей Свидетельство ВУ. Однако ей отказались оформить убежище и сказали приходить через месяц (!) Беженке не получает материальной помощи, работать она не имеет права, а ей приходится снимать жилье, содержать ребенка.

 Выдворение граждан Украины из России

В СУВСИГ содержатся граждане Украины, осужденные на выдворение. Иногда такие граждане обращались  к нам за помощью.

В мае 2016 г. по телефону обратился содержавшийся на выдворение в СУВСИГе гражданин Украины Иван Б., 1981 г. р. Самостоятельно он не мог защитить свои права: написать заявление на убежище, подать в суд заявление на признание отцовства детей.  Л. А. Мосеева-Элье посетила Ивана в калужском СУВСИГе, в  комнате свиданий просмотрела его документы, какие он имел на руках. Иван Б. уроженец Украинской ССР, из Броварского района,  в армии не служил по состоянию здоровья, военного билета по каким-то причинам не получил. За 13 лет проживания в России безвыездно Иван родил 4-х детей — граждан России. Работал в калужском городе Сухиничи на стройке (нелегально). В Омской области у Б. проживает множество родственников по материнской линии. Национальный паспорт Б. находится у приставов-исполнителей, они уже дважды приезжали к Б. в СУВСИГ, но он отказывался подписывать заявление на получение свидетельства о возвращении на родину.

Как только в конце ноября 2013 года Б. забрали в  СУВСИГ, жена начала пить (она никогда не работала, и семью содержал Б.). В конце 2014 года жену Б. лишили родительских прав; детям назначили опекуна — сухиничскую медсестру. Дети прописаны у своей бабушки в Калужской области. Таким образом, Б. — беженец на месте.

В нарушение Постановления Правительства № 1306 от 31.12.2013 года калужский СУВСИГ не предоставляет заключённым ни помощь переводчиков, ни правовую помощь. Б. обращался за статусом беженца уже несколько раз: получал отказы от начальника калужского УФМС, пытался самостоятельно обжаловать отказы  в суд, но документы ему возвращали, так как заявление в суд он составлял неверно.

Мосеева-Элье помогла Б. заполнить бланк ходатайства на ВУ (прежде Б. обращался исключительно за статусом беженца или за политическим убежищем), отправила документы через канцелярию СУВСИГа.

После многочисленных жалоб многодетному отцу Б. предоставили временное убежище и отпустили из СУВСИГ к семье.

Положение граждан Украины, получивших временное убежище (ВУ)

Граждане Украины, получившие временное убежище  в Калужской области, имеют право работать в России без патента,  получить медполис ОМС.  Этим их права и ограничиваются. По Свидетельству ВУ пенсионерам и инвалидам не платят пенсии, не платят никакие пособия на детей. Нет никакого упрощенного порядка получения гражданства РФ для граждан Украины, кроме участия в Госпрограмме оказания содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Для участия в Госпрограмме необходимо официальное трудоустройство на территории Калужской области.

 Необоснованное ограничение прав

 Мы обнаружили  некоторые необоснованные ограничения прав граждан, получивших временное убежище.

Например, беженец из Украины, получивший временное убежище в Калужской области, обратился по проблеме регистрации ИП.  Выяснилось, что для регистрации ИП налоговая инспекция требует наличие у иностранного гражданина  РВП или вид на жительство.  Это необоснованная дискриминация лиц, получивших временное убежище в России, по отношению к другим мигрантам, получившим РВП.

В Закон «О гражданстве РФ» внесены изменения, дающие льготы по предоставлению гражданства РФ предпринимателям. Таким образом, запрет на регистрацию ИП для беженца из Украины, получившего временное убежище, но не получившего еще РВП, прямо противоречит духу закона о гражданстве. Иностранный гражданин-предприниматель имеет льготы,  но ему не дают зарегистрироваться как предпринимателю!

Социальная помощь

 Никакой материальной помощи,  пособий, пенсии от государства  беженцы из Украины не получают  до получения российского гражданства или вида на жительство в РФ.

Например, к  нам за помощью обратилась С., участник Программы переселения из-за рубежа, официально работавшая в г. Обнинске.  12.02.2016 г. она родила ребенка и находилась сначала на больничном, а затем  – в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет. В таком случае пособие по уходу за ребенком выплачивается неработающей матери по месту работы. Однако работодатель прекратил выплачивать С.  пособие, сославшись на запрет ФСС. Но С.  работала официально, с ее зарплаты взимали все обязательные платежи, в том числе и взнос в ФСС. В УСЗН г. Обнинска ей сказали, что пособия ей должны выплачивать по месту работы.

С. многодетная мать, у нее трое несовершеннолетних детей.   В УСЗН г. Обнинска отказались поставить С.  на учет как многодетную мать, и  выдать  удостоверение многодетного родителя. В  УСЗН  сказали, что раньше участникам Программы переселения такие удостоверения  выдавали, а теперь выдают удостоверения многодетного родителя только тем, кто получил РВП.

 Трудоустройство

Нам неоднократно приходилось обращаться в областное министерство труда с просьбой помочь в трудоустройстве беженцев из Украины, уже получивших временное убежище. Вакансии в Калужской области имелись. Дело в том, что очень многие  работодатели  ничего не знали про Свидетельство ВУ.

Работодатели опасались  официально принимать на работу беженцев, т. к. боялись  огромных штрафов за использование иностранной рабочей силы без разрешения на работу или патента. Беженцев предпочитали нанимать  нелегально.

В связи с этим я предложила напечатать памятки для граждан Украины, получивших Свидетельство ВУ, о том, что они имеют право официально работать, и что работодатели могут принимать их  на работу беспрепятственно.

Противодействие в получении разрешения на временное проживание (РВП), торговля квотами

Некоторые граждане Украины при попытке подать заявление на получение разрешения на временное проживание в России (РВП) по квоте столкнулись с противодействием УФМС.

РВП необходимо для подачи документов на получение гражданства РФ.

Например, к нам обратилась Надежда, гражданка Украины. Ранее она уже жила в Калужской области. Надежда приехала в Россию, опасаясь преследований властей Украины.  В г. Обнинске ее  временно зарегистрировала  на 90 дней – до 14 марта 2016 г. — ее знакомая.  11 января 2016 г. Надежда безуспешно пыталась подать в УФМС заявление на получение разрешение на временное проживание в России по квоте в общем порядке. 29 января она снова пришла в ОУФМС. Начальница отдела сказала, что в ОУФМС квот на РВП нет и послала  за квотой во ФГУП «ПВС» ФМС в г. Калугу. Надежда ездила туда три раза, стояла в очереди  на подачу документов на РВП и на вид на жительство.  25 февраля,  простояв в очереди во ФГУП «ПВС» ФМС с 9-оо до 16-00, она,  наконец, попала на прием. Там сказали, что бесплатных квот сегодня нет, и могут остаться только те, кто готов заплатить деньги за получение квоты на РВП – 55 тысяч рублей!  У Надежды таких денег не было, и она ушла.  Надежда написала жалобы в УФМС на отказ в приёме  документов на получение РВП и на торговлю квотами. Из отдела УФМС г. Обнинска пришел ответ, что прием заявлений на квоту осуществляется сотрудниками  УФМС по адресу: г. Калуга, ул. Гурьянова, д. 32.  Именно там Надежде  предложили заплатить 55 тысяч рублей за квоту! 25 февраля Надежда была на приеме в УФМС (г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21). Зам. начальника УФМС высказала ей: «Что Вы всюду ходите и жалуетесь?  Зачем Вам РВП? В Калужской области у Вас ни жилья, ни работы. Зачем Вы нужны в Калужской области? Вам не дадут квоту». Затем  сказала: «Езжайте во ФГУП, Вас запишут на комиссию на собеседование». Там Надежде назначили дату явки на комиссию 6 апреля 2016 г., тогда как 14 марта 2016 г.  у нее заканчивался законный срок пребывания в России – 90 дней. Если бы у Надежды приняли документы на получение РВП, то выдали бы справку, по которой продлевают срок пребывания в России и временную регистрацию до получения РВП. Без такой справки в России Надежда  будет  нелегальным мигрантом.

Полагаю, что Надежде  умышленно назначили дату собеседования после окончания срока временной регистрации, чтобы  таким образом выдворить из России.  Надежда собрала пакет документов на РВП, уплатила госпошлину за РВП. Фактически, это недопуск к процедуре получения РВП.   В ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в ст. 7 дан исчерпывающий список оснований отказа в выдаче РВП. В законе нет оснований для отказа в приёме заявления о выдаче РВП, кроме отсутствия квоты на РВП.  В 2016 г. квота на РВП в Калужской области 2500 штук. В УФМС эти квоты скрыли, как дефицитный товар. Передали квоты во ФГУП «ПВС» ФМС, т.е. в коммерческую организацию, и продавали  квоты по 55 тысяч рублей.

Положение граждан Украины, получивших РВП вместо ВУ

Если у гражданина Украины есть право на получение РВП без квоты, у него не принимают заявление о предоставлении убежища.

Помощь в трудоустройстве в Калужской области оказывают только тем гражданам Украины, кто получил временное убежище (Свидетельство ВУ), а тех, кому сразу дали РВП фактически считают трудовыми мигрантами и не помогают  им как беженцам, независимо от того,  почему они уехали из Украины!

Например, жители Луганской области, семья К., приехали в Калугу еще в июне 2014 г., опасаясь за жизнь своих детей из-за начавшихся боевых действий. В УФМС у них приняли документы на РВП, а не на временное убежище. К. жалуются, что из-за того, что у них РВП, их считают трудовыми мигрантами, которые прибыли на заработки, а не бежали от войны, спасая детей от бомбежек. В пунктах помощи беженцам семье отказали в помощи, в центре занятости отца семейства не трудоустраивали, т. к. он – не  гражданин РФ и не имеет Свидетельства ВУ. Если бы К. подали заявление на временное убежище, а не на РВП,  тогда бы им помогли официально трудоустроиться и приняли у них анкету для участия в Госпрограмме переселения соотечественников,  даже, если бы они не были трудоустроены. К.  письменно обращались к Губернатору за помощью в трудоустройстве и в подаче анкеты для участия в Госпрограмме, но никакой помощи не получили.  В Калуге после получения РВП К. не могли оформить регистрацию по месту жительства (штамп в паспорте), поэтому они сделали миграционный учет по месту пребывания, что законно. Однако в УФМС за такую регистрацию К.  угрожали оштрафовать и выдворить на Украину.  При таких обстоятельствах я зарегистрировала К. по месту жительства в моей квартире в г. Обнинске. Во всех инстанциях К. не считают беженцами, несмотря на то, что они экстренно покинули Луганскую область Украины в июне 2014 г. из-за военных действий и могли в УФМС получить либо временное убежище, либо РВП.

Госпрограмма переселения соотечественников

Многие беженцы не могут вернуться на Украину, им некуда возвращаться.

Для граждан Украины, получивших временное убежище или РВП, нет никакого упрощенного порядка получения гражданства РФ кроме участия в Госпрограмме оказания содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, которая реализуется в Калужской области с 2007 г. С целью скорейшего получения гражданства РФ мы помогали беженцам из Украины найти работу в Калужской области и стать участниками  Госпрограммы.

Доступ к участию в Госпрограмме

 Подача Заявления/Анкеты для участия в Госпрограмме добровольного переселения соотечественников в Калужскую область осложнялась огромными очередями и коррупцией.

В конце 2015 г. – началу 2016 г. доступ к участию в Госпрограмме фактически был перекрыт. Анкету для участия в Госпрограмме  невозможно было сдать в УФМС, не заплатив чиновникам. Люди по несколько месяцев стояли в очереди в УФМС только на получение талона на прием Анкеты, ездили в Калугу отмечаться каждую неделю. Но затем  в УФМС у них под каким-либо формальным предлогом не принимали Анкету и отправляли вновь встать в очередь за талоном. Когда человек возмущался,  ему предлагали сдать документы без очереди за плату – 12000 рублей. По всей видимости, подобная ситуация с очередями и отказам по приему анкет была создана специально, чтобы вымогать у беженцев деньги.

Например, к нам обратился Николай С., который два месяца отстоял в очереди за талоном в отдел по соотечественникам УФМС в Калуге.  В сентябре 2015 г. ему дали талон на прием Анкеты —  по ошибке на 17 октября (это была суббота, нерабочий день). Обнаружив ошибку, Николай пришел 5 октября в УФМС уточнить дату. Ему назначили другую дату – 14 декабря. 14 декабря у Николая  не приняли Анкету и сказали прийти в следующем году.  25 января Николай снова поехал в УФМС с документами на Госпрограмму. Выяснил, что прием документов на Госпрограмму  теперь ведется на ул. Гурьянова, приехал туда. Там ему сказали, что он снова должен занимать очередь на получение талона. Николай ответил, что он уже отстоял два месяца, чтобы взять талон, и уже полгода не может сдать документы на Госпрограмму! Тогда Николая отвели к начальнику отдела УФМС, которая предложила ему  платную услугу: сдать Анкету без очереди – за 12000 руб.

Запрет включения в анкету близких родственников

Граждане Украины, получившие временное убежище в Калужской области, также неоднократно жаловались, что в отделе по беженцам и соотечественникам УФМС им не позволяют включать в Заявление (Анкету) их близких родственников, не получивших в РФ временного убежища или РВП (например,  поставленных на миграционный учет).  Однако  в законе  нет таких ограничений.

Недопуск к программе неработающих лиц

Не все беженцы из Украины, желающие  стать гражданами России, могут подать Заявление/Анкету для участия в Госпрограмме добровольного переселения соотечественников в Калужскую область. Заявление  могут подать только те, кто официально работает на территории Калужской области.  Таким образом, пенсионеры, инвалиды и матери с маленькими детьми, которые не могут работать, не допускаются к участию в Госпрограмме и поэтому не могут получить российское гражданство. Они не получают ни пенсии, ни пособия на детей.

Например, к нам обратилась Галина, гражданка Украины, имеющая вид на жительство. Двое ее детей – граждане РФ. С мужем в разводе.  Галина живет с детьми в Обнинске. В ОУФМС в Обнинске ей сказали, что у нее нет оснований на гражданство РФ в упрощенном порядке. В отделе по соотечественникам УФМС у Галины не принимают Заявление/Анкету для участия в Госпрограмме, т.к. из-за маленьких детей она не работает.

Проблема с регистрацией – препятствие к гражданству

Беженцы из Украины, получившие временное убежище и ставшие участниками Госпрограммы переселения, далее должны оформить РВП, зарегистрироваться по РВП по месту жительства. И только тогда они смогут подать документы на получение гражданства РФ.

Но есть большая проблема с регистрацией по месту жительства. Временную регистрацию (миграционный учет) иностранному гражданину может оформить любой местный житель по своему российскому паспорту с пропиской.  Но для регистрации по месту жительства по РВП требуется личная явка в городской (районный) отдел УФМС всех собственников жилья. В большинстве случаев это невозможно осуществить, т.к. многие квартиры сдаются именно потому, что их  собственники разъехались.

Несколько примеров:

  1. К нам обратился беженец Ш. Его жена Юлия родилась на территории России, поэтому ей и их ребенку Александру, 2006 г.р., сразу дали РВП. По закону, получив РВП, жена с ребенком в 7-дневный срок должна была зарегистрироваться по месту жительства. Семья Ш. снимает квартиру. Собственник пришел в ОУФМС в г. Обнинске, чтобы зарегистрировать Ш. по месту жительства. Но в ОУФМС потребовали явки еще двоих собственников квартиры, а те живут не в Обнинске. Хозяин жилья обратился ко мне за помощью. А чем я могу помочь, когда ОУФМС отказывается принимать заявление о регистрации жильцов?  Регистрация по месту жительства в Калужской области  требуется Юлии и ребенку для получения медполиса и подачи документов на прием в гражданство РФ.
  2. К нам обратились беженцы  из Луганской области Б-вы, получившие временное убежище в Калужской области, семья 7 человек. Они стали участниками Госпрограммы по переселению соотечественников, затем все они получили РВП. В 7-дневный срок все Б-вы должны были зарегистрироваться по месту жительства. Но им негде зарегистрироваться: в Калужской области у них  нет родственников или знакомых граждан России, которые могли бы зарегистрировать их всех по месту жительства. Денег на покупку регистрации для  семьи из семи человек у них нет. При таких обстоятельствах я зарегистрировала в своей  квартире по месту жительства Б-вых и многих других беженцев из Украины, получивших РВП.  После регистрации Б-вы уже получили российское гражданство.

Я неоднократно обращалась к Губернатору и в министерство труда по вопросу регистрации по месту жительства в Калужской области беженцев из Украины, получивших РВП. Некоторым беженцам сразу дают РВП, т.к. они родились на территории России. Многие из них  участники Госпрограммы оказания содействия переселению соотечественников из-за рубежа. Но, все равно, они – беженцы.

Абсурд ситуации и в том, что даже если иностранный гражданин имеет собственное жилье, он не может зарегистрировать по месту жительства в своей квартире даже членов семьи.

К нам обратилась семья иностранных граждан Д., получившая РВП. Семья, муж, жена и двое детей, живет в собственной квартире. Квартира приобретена на мужа, но по закону жена также собственник квартиры. Муж имеет патент. 18.03.2016 г. муж и жена  обратились в ОУФМС в Боровском районе, чтобы зарегистрировать жену по месту жительства. Начальник ОУФМС не приняла заявления о регистрации жены, заявив, что муж не имеет права зарегистрировать жену в собственной квартире. Жена  жалуется, что отказом в регистрации ее вынуждают делать фиктивную регистрацию, т. е. регистрироваться в чужой квартире, где она не проживает.

 

Об авторе

Вера Писарева

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.