Главная » Что мы делаем » Новости » День Конституции РФ

День Конституции РФ

Всякий человек, как и всякий народ, жаждет правды.

Правды в её высшем библейском смысле — то есть справедливости, милосердия, благородства.

Обустраивая свою частную и публичную жизнь, люди стремятся к этому абсолютному идеалу. Но кто или что может обеспечить этот поиск правды?

Человечество по прошествии тысячелетий пришло к мысли, что совокупное понятие «власть» нужно разделить, чтобы одна её ветвь могла законодательствовать, другая — управлять, а третья — творить правосудие.

Слово «конституция» известно давно. Но применялось оно в политической и правовой сферах весьма редко, что неудивительно: до определенного времени термин имел иной смысл, нежели сегодня.

Любой человек в общем понимает, о чем речь; по крайней мере, сегодня уже вряд ли возможна ситуация, когда под «конституцией» подразумевалась бы жена великого князя (по известному историческому преданию солдаты, выведенные 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь, считали, будто «Конституция», за которую нужно бороться, — это имя жены претендента на царский престол великого князя Константина Павловича).

Сегодня каждое государство имеет конституцию (хотя не везде она представляет собой один акт — основной закон, например, в Израиле). Почему же тогда еще два с лишним века назад это слово было знакомо только немногим образованным людям? И почему раньше государства вполне обходились без конституций? Это не такие уж простые вопросы. Сложности начинаются уже с некоторой двойственности понятия «конституция», которой оно обязано двум основным значениям латинского слова «constitutio»

1. Первое — устройство (устроение), т.е. нечто существующее помимо человеческой воли. В этом значении термин «конституция» употребляется в биологической науке, когда нужно обобщенно сказать о морфологических и функциональных особенностях организма животных и человека, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Но в таком значении и мы его иногда применяем в обыденной жизни, например если хотим объяснить свою полноту или худобу: «У меня такая конституция». Применительно к государствам конституции в этом, «биологическом», смысле существовали даже в древнейших восточных деспотиях. Сердцевиной таких конституций был полный произвол правителя: например, возможность лишить свободы, собственности или самой жизни любого из своих подданных даже без объявления причин (как царь Ирод, приказавший избить младенцев — уничтожить 14 тысяч ни в чем не повинных детей до двух лет).

Георг Еллинек (1851–1911): «Государство без конституции было бы анархией«.

2. словарное значение слова «конституция» — установление. Нетрудно видеть, что оно подразумевает уже чье-то оформленное веление. Именно в таком, «юридическом», значении слово «конституция» известно давно. Так назывались отдельные указы римских, затем византийских императоров до VII в. н.э. Но даже если акты, менявшие систему государственных органов, официально так не именовались, исследователи Древнего Рима тоже называли их конституциями. Например, у известного исследователя римской государственности и быта Теодора Моммзена (1817–1903) часто можно встретить слова о конституции какого-либо политического деятеля республиканского Рима (Мария, Гая Гракха, Суллы или Помпея). В Средние века словом «конституция» обозначались уставы некоторых монашеских орденов.

Русское слово «устав» — буквальный перевод слова «конституция» в значении «установление». Корень слова — «const», означает постоянство, устойчивость, укорененность.

Конституции, несущие идею ограничения власти, появились лишь в последней четверти XVIII в. Появляется понятие «основной закон (lex fundamentalis)», который «обладает высшей силой сравнительно с другими законами.

Крупные ученые, среди которых — Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Сэмуэль фон Пуфендорф (1632–1694), ХристианВольф(1679–1754), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Эмер де Ваттель (1714–1767), Уильям Блэкстон (1723–1780), Эдмунд Берк (1729–1797), начинают осмысливать природу основного закона. И при всех различиях позиций они согласны в том, что это есть общественный договор.

Появления первых конституций современного типа — США (1787 г.), Польши (май 1791 г.) и Франции (сентябрь 1791 г.) — это цивилизационный  прорыва человечества.

Конституция в современном смысле родилась для того, чтобы устранить чье бы то ни было полновластие, всевластие.

Конституция — это обладающий высшей юридической силой правовой акт (совокупность актов), закрепляющий такие основы организации и жизнедеятельности общества и государства, которые гарантируют правовое ограничение публичной власти, подконтрольность государства обществу и тем самым обеспечивают основные права и свободы человека.

Феномен конституции появился не потому, что кому-то пришла в голову мысль о необходимости фиксации некоей системы власти посредством юридического акта, — он появился на вполне определенном этапе исторического развития европейской цивилизации, когда была осознана идея конституционализма.

Конституционализм — это лежащая в основе конституции и реализуемая на ее основе идея ограничения государственной власти в целях обеспечения каждому человеку равной возможности обладать правами и свободами, пользоваться ими и защищать их.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.