Главная » Блоги » блог Любови Мосеевой-Элье » Из России в Молдову: заметки из смартфона (лонгрид)

Из России в Молдову: заметки из смартфона (лонгрид)

За три дня перед отъездом в Молдову всё время про себя повторяю молдавские слова, смысл которых не понимаю: «Sarmizegetusa/Сармизегетуза», «Помпиерилор» и «Berăria Chişinău».
————————————
22-23.10.2019.
Начала вести дорожные заметки на смартфоне.
Вокзал Калуга-2: нет wi-fi , но есть стенд «Их разыскивает полиция». Не мог что ли император Траян выбрать какой-нибудь удобовыговариваемый населенный пункт для своей исторической битвы, а не Сармизегетузы: три дня подряд учила до отъезда это слово, но так и не выучила.
Российские таможенники и пограничники — в возрасте, степенны, вежливы и профессиональны. Украинские пассажиры смеялись только над словосочетанием «10 тыс. долларов», которые нужно декларировать: мол, у кого из нормальных людей такая сумма есть, кто такую сумму повезёт в плацкартном вагоне поезда и при этом будет публично декларировать?

В поезде «Москва — Кишинёв» продавали пiдчеревок — не знаю, что это такое, должно быть, ливерная колбаса. Завтракала под Жмеринкой. В пустом купе. Ещё в Москве в купе сели три дамы до Конотопа/Сумская область и Винницы. А в Калуге сел говорливый мужчина, с паяльником в сумке — до Киева, на самом деле ехал до города Черновцы в Западной Украине; он — гражданин РФ, но с видом на жительство в Украине. Конотопская дама — жена дезертира из Читы, рассказывала о службе в Забайкалье с китайской гигантской картошкой. Одна из винничанок — вдова с тремя детьми: взяла кредит на питание, а отдавать кредит может только работая в Москве.
Электророзетка для зарядки в купе под столиком. Туман по всей Украине: от самой границы: хутора Михайловского. Почему Суземка это Зёрново? Дикая торговля с рук в Жмеринке. Ходят менялы. Туалет в вагоне — био. В вагоне душно, особенно, когда поезд стоит. Украинские товарные вагоны — облезлые; сосед по купе ворчал: «В Киеве есть лако-красочный завод. Почему бы не покрасить вагоны?». Новые товарные жд спец.вагоны только для зерна на экспорт. Торгуют везде и всем; хороши — груши: крупные, спелые, сочные. Толстолобик копченый стоит 200 руб./кг. Откуда в Жмеринке столько рыбы?

Набрала из дома еды столько, что теперь стоит задача все это съесть до приезда в Кишинёв (набрала еды, потому что ни украинских гривен, ни молдавских лей у меня не было; а какие деньги ходят в Приднестровье — мне и вовсе не ведомо). Спала весь вечер: от Калуги-2 до границ, а потом от обеих границ до Винницы. Проводник — хозяйственный русский мужчина, быстро наводящий чистоту в туалете, помощник пограничников: загораживал своим громоздким телом проход в вагоне, когда это нужно было росс.погранцам, закрывал биотуалет на границах, насмехался над украинцами, довольно пренебрежительно выговаривая по слогам: «Евро-пей-цы».

В Жмеринке не могла послушать радио: его нет почему-то. После Жмеринки вагон начал вонять (зачёркнуто) резко пахнуть копчениями: колбасой и рыбой, интересно, откуда в сухопутной Жмеринке рыба? В украинских селах дома — большие, каменные с различной живностью. Украинцы указывают, что в российских деревнях люди, даже корову не держат. Много советских построек, в том числе недостроя 90-х. РЖД — богач по сравнению с жд Украины: это видно и по оформлению табличек, межи и проч. Побелённые недлинные бордюры — вот, и всё благоустройство украинских жд станций. На кладбищах  металлические христианские кресты, дерева явно не хватает. На украинской границе на большую таможенную собаку и её вертлявую подружку Нору обрушилась тьма запахов, в том числе алкогольные испарения, если бы я была собакой — я, наверное, сошла с ума — это все равно, что ходить с проверками ОНК в ЕПКТ каждый день; но собаки были абсолютно спокойны и делали не спеша свои дела: четыре раза прошли вагон туда сюда, задержана была только гражданка РУз. из вагона № 5, 1950 года рождения: пограничники между собой разговаривали, употребляя слова: «Обычным порядком».

В вагоне украинцы носят и продают белорусский трикотаж: в том числе меховой.

Чтобы понять любовь к России, нужно периодически их неё уезжать и смотреть и чувствовать на расстоянии: «Как упоительны в России вечера!» С другой стороны здесь за границей чётко ощущаю, что Россия — большая империя, которая приносит небольшим по размерам соседям беспокойство.

Украинские хаты и домики побелены. Храмы автокефальной христианской церкви видимые. Обогрев газом на севере Украины — дорог (из дружных разговоров соседей по купе). После Винницы в купе — я одна.

Остановочные автобусные павильоны — хлипкие, но выкрашены в национальные цвета. Черноземы — богатство Украины. Коровы пасутся на скатах прямо у жд колеи. Украинский язык начал бурно развиваться и видоизменяться после распада СССР. Но используется кириллица. Тимошенко мои украинские попутчики называли между собой «Юлькой». По сравнению с украинским певучим, русский язык мне кажется более жестким, гортанным и резким. В 13-26 украинский бомжик забрал у российской проводницы мешок с мусором, где есть остатки еды пассажиров. Подышала воздухом: он — сырой и тёплый в Подольске Одесском. Тирасполь обещают в 16-00, а в Кишиневе будем в 19-14.

«Шо-шо?» — излюбленный вопрос украинцев. Туман по всей Украине; сонечко выглянуло после станции Веселий Кут. Пересекла всю Украину с севера на юг: такое чувство, что скоро заговорю по-украински.

15-40 — госграница Украины с Молдовой под Тирасполем — Кучурга Одеська. Появились на слух незнакомые названия: «Бендеры» и «Бульбоака». Ехали по московскому времени. Украина — взъерошенная и настороженная, местами ощитинившаяся. В Украине выросло целое поколение бравых военных.

В Молдове сразу пошли бездорожье и виноградники, высокие тополя и тепловозный дым. Вдоль дорог — яблони, у всех — ухоженны и побелены стволы. Леса нет. Диких деревьев мало. Поля. После украинской гос.границы ни паспорта не проверяли, ни миграционных карт не требовали. Оператор сотовой связи — Орэндж. В вагоне — 6 чел. двое — едут в Тирасполь, двое — в Бендеры, двое пожилых — в Кишинёв. Приднестровье — узкая полоса земли вдоль обоих берегов Днестра, очень похожа на росс.провинцию в мягком климате. Из «метрополии» сюда везут все, что везётся.

жд мост через Днестр

На вокзале в Бендерах бродячих собак больше, чем в Калуге по ночам. Всё равно ощущение запущенности и разрухи. 90-е здесь остановились. Но в Тирасполе выстроен очень дорогой стадион. Кладбища без заборов. Неправославная церковь. В 17-12 в Бендерах моё мосальское молоко пропало, кисло от вагонной жары. Тирасполь переходит в Бендеры: я не заметила границы между ними. Густонаселенность в МПР как в Узбекистане. Не понятно: в ПМР полиция или милиция? На кепи сотрудников написано: «МВД». Между Одессой и Дубоссарами. Дома выше и больше по площади, чем в Украине. С протяженными вдоль фасадов летними верандами, жилой этаж — 2-й, под ним — хоз.постройки: «всё в дом». Лесополосы — акация и джида. Есть соломенные крыши. Состав наш из 8 вагонов, при этом, 1-го, 3-го и 4-го вагонов нет.

Проезд в такси в Кишиневе стоит, как в Калуге. А проживание в 2 раза дешевле, чем в Калуге. Российские проводники матерятся при женщинах и детях.
Бульбоака — уже молдавская станция, название на 2-х языках: сначала на латинице, потом на кириллице. Почему-то не подсвечивается в вечернее время. Украинцы отметили хорошую постель и постельное бельё в российском поезде. Кишинёв что тебе Румыния и Дакия: первое слово — «плачинта» и сразу на ромском. Читаю по слогам.
—————————-
24.10.2019.
Кишинёв, сектор Ботаника, пространство Метеора, 3 этаж, взобралась тяжело: советский лифт в здании перестал работать сразу после распада СССР. В 9-00 было обещано кофе, я приехала на 30 минут раньше, потому что решила воспользоваться городской кишинёвской маршруткой; хоть и был час пик. Лате в баре стоит 18 лей, проезд на маршрутке 3 лея. Обещанного утреннего кофе не было.
Вчера поздно вечером доехали от Beraria Chisineu на такси до дома за 60 лей. Ехала с новой знакомой Леной из Новосибирска, она решила заплатить за такси сама, я ей рассказала: росс.пенсионер с очень скромной пенсией. Видела Наташу З., она на баркэмпе — тоже впервые.


Спала слегка встревожено: не понятно, менялось ли постельное в квартире, которую я арендовала? Слабо работает маленькая клавиша на смыве в туалете. В квартире — тепло; отопление в новых кишинёвских домах — индивидуальное. С утра в квартире сделала пару фото с 8-го этажа. Высотка в 9 этажей окружена частными мызами.

Первое, что выдали на баркэмпе — сумку с надписью. Обещали вай-фай. Но он оказался ненадёжным: всё время выбивало.

Вечером зашла в ритейлер «Linella»: удивилась: хлеб-«косичку» привезли в магаз навалом, а затем работник магаза фасовал хлеб в плиэтиленовые пакеты-маечки; да-а-авно, лет 15 такой антисанитарии не видела.
———————————-
25.10.2019. пятница
Занималась благотворительностью. Было презентовано 6 проектов. Организаторы выдали 5 кэмп-коинтов. Деньги дала на 3 проекта: 1) 2 кэмп-коинта — на общественную приемную в Воронеже: как коллегам с понятной мне функцией; пошутила: «Рашевскому и Битюцкому — по кэмп-коинту». 2) Дала 2 кэмп-коинта на детей Донбасса, из чувства вины из-за агрессии со стороны России: на ЛНР и ДНР. 3) Дала на девочек из патриархальных стран, потому что я сама — из ЦА. Не дала «моче Гитлера» — сильно стрёмно. Не поверила исследовательнице ВИЧ+: после разговора с ней за обедом она сама призналась, что ей наукой заниматься не нравится, скучно. Не дала излишне горластому организатору свадеб.

«Оккупай Гугуце» в Молдове и активисты из Северной Македонии — ставят массовые постановки на улице, а полиция их не задерживает, как в Москве: почему?
————————————-
26.10.2019. суббота (должно быть)
Кофе с молоком перепила за время баркэмпа столько, что теперь месяц могу спокойно обходиться без кофе. Визиток не хватило. Новые слова: «питчер», «powerPoint-karaoke» (прикольно; нужно средней дочери  рассказать).
————————————-
27.10.2019. вроде бы — воскресенье
Последний полный, то есть до вечера день работы на баркэмпе. Постараюсь продержаться, хотя уже физически устала. Уже не могу двигаться как молодые.

Модератор беседы — Татьяна Локшина/HRW

Пожилых нас трое: американка из благотворительного фонда, пермский профессор Андрей С. — мой давний знакомый и я. Я впервые на баркэмп — это встречи, мастер-класс и практическая работа с сайтами. Очень интересно. Участники — пиарщики, блогеры, и smm-щики из стран ВЕЦА, Сев.Македонии и Турции. Всего 200 чел. «Движуха» как говорят молодые такая, что я за ней не успеваю; с другой стороны: ну,  нет у нас в Движении чела — кроме меня — который будет заниматься сайтом и соцсетями. В следующий раз нужно отправлять на баркэмп Надю Ч. и адвоката Машу Ц. — у них в палате такое же положение с сайтом, как у нас в Движении.

Кишинёв строится. Но, если сравнивать сектор Ботаника и улицу Хрустальную — в Калуге строят интереснее.

————————————
28.10.2019. не знаю, какой день недели
Новые для меня слова: «Дата-фест в Грузии», «fuck-up», «низкая демографическая активность».
На жд вокзале Кишинёва нет бесплатного туалета, услуга стоит 2 лея.
Wifi предоставляется только по молдавской сим-карте.
Спокойненько себе работает Кишинёвский винзавод — везу в Калугу коньяк КВИН. Транзитом, через Украину, где работают таможенные правила ЕвроСоюза.
Указателей «выход в город» или «туалет» на жд вокзале Кишинёва не видно: они есть, но не подсвечиваются в тёмное время суток.


————————————
29.10.2019.вт (не сама вспомнила, а посмотрела по календарю)
Приехала в Калугу-2 поездом Кишинёв — Москва после двух часов ночи. Такси нашлось быстро, и было удобным для пожилой меня. Ура! Тульскую заасфальтировали, пока я была за границей.

автор «изображения записи» — Е. Сафронова

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.