Главная » Библиотека » Гражданам России » Венецианские принципы защиты и поощрения института омбудсмена

Венецианские принципы защиты и поощрения института омбудсмена

Принципы защиты и поощрения института омбудсмена (Венецианские принципы)

1. Институты омбудсменов призваны играть важную роль в укреплении:

— демократии,

— верховенства права,

— качественного государственного управления,

— защиты и поощрения прав человека и основных свобод.

Хотя в государствах – членах Совета Европы нет стандартизированной модели, государство должно поддерживать и защищать институт омбудсмена и воздерживаться от любых действий, подрывающих его независимость.

2. Институт омбудсмена, включая его полномочия, должен основываться на прочной правовой базе, предпочтительно быть закреплен на конституционном уровне, а его характеристики и функции могут быть дополнительно проработаны на законодательном уровне.

3. Институту омбудсмена присваивается соответствующий высокий ранг, который также отражается в вознаграждении омбудсмена и в его пенсионном обеспечении.

4. Выбор модели (единый омбудсмен или множество омбудсменов) зависит от государственной организации, ее особенностей и потребностей. Институт омбудсмена может быть организован на различных уровнях и с различной компетенцией.

5. Модели, принятые в государствах, должны полностью соответствовать данным принципам, укреплять институт и повышать уровень защиты и поощрения прав человека и основных свобод в стране.

6. омбудсмен избирается или назначается в соответствии с процедурами, укрепляющими в максимально возможной степени:

— авторитет,

— беспристрастность,

-независимость,

— легитимность этого института.

Омбудсмен предпочтительно избирается парламентом соответствующим квалифицированным большинством голосов.

7. Процедура отбора кандидатов должна включать открытое объявление вакансии и быть публичной, прозрачной, основанной на качествах кандидатов, объективной и установленной законом.

8. Критерии назначения омбудсмена должны быть достаточно свободными, чтобы поощрять широкий круг потенциальных кандидатов. Важнейшими критериями являются высокие моральные качества, добросовестность и надлежащая профессиональная компетентность и опыт, в том числе в области прав человека и основных свобод.

9. Омбудсмен не должен в течение срока своих полномочий заниматься политической, административной или иной профессиональной деятельностью, несовместимой с его независимостью или беспристрастностью. Омбудсмен и его сотрудники обязаны соблюдать этические кодексы саморегулирования.

10. Срок полномочий омбудсмена должен превышать срок полномочий назначающего его органа. Желательно ограничиться одним сроком без возможности переизбрания; в крайнем случае, мандат омбудсмена может быть продлен только один раз. Предпочтительно, чтобы один срок был не менее семи лет.

11. Омбудсмен отстраняется от должности исключительно в соответствии с исчерпывающим перечнем четких и разумных условий, установленных законом. Отстранение от должности должно быть возможно исключительно на основе существенных критериев «недееспособность» или «неспособность выполнять свои служебные функции», «нарушения» или «проступок», которые должны толковаться узко. Парламентское большинство, необходимое для отстранения от должности, должно быть по меньшей мере равным и предпочтительно превышать то, которое требуется для избрания. Процедура отстранения от должности должна быть публичной, прозрачной и установленной законом.

12. Мандат омбудсмена должен включать:

предупреждение,

— исправление случаев ненадлежащего управления,

— а также защиту и поощрение прав человека и основных свобод.

13. Институциональная компетенция омбудсмена включает государственное управление на всех уровнях.

Мандат омбудсмена включает все общественные интересы и государственные услуги, предоставляемые обществу, будь то государством, муниципалитетами, государственными органами или частными организациями. Компетенция омбудсмена в отношении судебной системы ограничивается обеспечением процессуальной эффективности и административного функционирования этой системы.

14. Омбудсмену не может выдаваться указаний, он или она не должны следовать каким-либо инструкциям от любой власти.

15. Любое физическое или юридическое лицо, включая неправительственные организации (НПО), имеет право на свободный, беспрепятственный и бесплатный доступ к омбудсмену и на подачу жалобы.

16. Омбудсмен обладает дискреционными полномочиями, по собственной инициативе или в результате подачи жалобы расследовать дела с должным учетом имеющихся административных средств правовой защиты. Омбудсмен имеет право просить о сотрудничестве любых лиц или организаций, которые могут оказать ему или ей помощь в проведении расследований. Омбудсмен имеет юридически закрепленное право на неограниченный доступ ко всем соответствующим документам, базам данных и материалам, включая те, которые в противном случае могли бы быть юридически недоступными или конфиденциальными. Омбудсмен должен иметь право на беспрепятственный доступ к зданиям, учреждениям и лицам, в том числе лишенным свободы. Омбудсмен имеет право опрашивать или требовать письменные объяснения у должностных лиц и органов власти и, кроме того, уделяет особое внимание информаторам в государственном секторе и обеспечивает их защиту.

17. Омбудсмен имеет право направлять индивидуальные рекомендации любым органам или учреждениям в рамках своей компетенции. Омбудсмен имеет юридически закрепленное право требовать от должностных лиц и органов власти ответа в течение установленного разумного срока.

18. В рамках контроля за осуществлением на национальном уровне ратифицированных международных документов, касающихся прав человека и основных свобод, и за приведением национального законодательства в соответствие с этими документами омбудсмен имеет право публично представлять рекомендации парламенту или исполнительной власти, в том числе по внесению поправок в действующее законодательство или по принятию нового.

19. После проведения расследования, желательно чтобы омбудсмен имел право оспаривать конституционность законов и норм или общих административных актов. Также желательно, чтобы омбудсмен имел право выступать в соответствующих судебных органах и судах. В соответствии с законом официальная подача ходатайства омбудсмену может иметь приостанавливающее действие в отношении сроков обращения в суд.

20. Омбудсмен отчитывается перед парламентом о своей деятельности не реже одного раза в год. В данном докладе омбудсмен может информировать парламент о несоблюдении требований государственными органами. Омбудсмен также представляет доклады по конкретным вопросам, если он считает это целесообразным. Доклады омбудсмена предаются гласности. Они должным образом учитываются властями. Это относится и к докладам омбудсмена, назначаемого исполнительной властью.

21. Институту омбудсмена должны быть предоставлены достаточные и независимые бюджетные ресурсы. Закон предусматривает, что бюджетные ассигнования, выделяемые институту омбудсмена, должны быть достаточными для обеспечения полного, независимого и эффективного выполнения им своих обязанностей и функций. Необходимо проконсультироваться с омбудсменом по поводу проекта бюджета и дать ему/ей возможность предоставить проект бюджета на предстоящий финансовый год. Утвержденный бюджет института не сокращается в течение финансового года, за исключением случаев, когда это сокращение применяется в целом и к другим государственным учреждениям. Независимая финансовая проверка бюджета омбудсмена должна учитывать только законность финансовых процедур, а не выбор приоритетов при выполнении полномочий.

22. Институт омбудсмена должен иметь достаточный штат сотрудников и надлежащую структурную гибкость. В состав института может входить один или несколько заместителей, назначаемых омбудсменом. Омбудсмен должен иметь возможность нанимать своих сотрудников.

23. Омбудсмен, его или ее заместители и сотрудники, имеющие право принятия решений, директивных органов пользуются иммунитетом от судебного преследования в отношении заявлений, сделанных устно или письменно в официальном качестве (функциональный иммунитет). такой функциональный иммунитет применяется также после того, как омбудсмен, заместители или сотрудник, принимающий решения, увольняются.

24. Государства воздерживаются от принятия каких-либо мер, направленных на упразднение института омбудсмена или препятствующих его эффективному функционированию, или приводящих к упразднению этого института, и эффективно защищают его от любых подобных угроз.

25. Настоящие принципы должны рассматриваться, толковаться и использоваться в целях укрепления и развития института омбудсмена. принимая во внимание различные типы, системы и правовой статус института омбудсмена и его сотрудников, государствам настоятельно рекомендуется принять все необходимые меры, включая конституционные и законодательные изменения, чтобы обеспечить условия для укрепления и развития институтов омбудсмена и их возможностей, независимости и беспристрастности в соответствии с духом и буквой венецианских принципов и, таким образом, обеспечить их правильную, своевременную и эффективную реализацию.

 

Приняты Венецианской комиссией на 118-й пленарной сессии (Венеция, 15–16 марта 2019 г.)

Одобрены Комитетом Министров на 1345-м заседании заместителей министров;

Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Резолюция 2301 (2019) от 2 октября 2019 г.;

Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы;

Резолюция 451 (2019) от 30 октября 2019 г.

на основе комментариев:

г-жи Лидии Эрр (член, Люксембург)

г-на Яна Хельгесена (член, Норвегия)

г-на Йохана Хиршфельдта (замещающий член, Швеция)

г-на Йоргена Стина Соренсена (член, Дания)

г-на Игли Тотозани (эксперт, Албания)

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.