
Обращение в Государственную думу
Государственная дума РФ
Минпросвещения России
Рособрнадзор
Уполномоченной по правам человека в РФ
ОБРАЩЕНИЕ
В Госдуме рассматривается законопроект № 778084-8 о приеме в школу детей мигрантов по результатам тестирования на знание русского языка. Он буквально вводит запрет принимать в школы детей мигрантов с недостаточным знанием русского языка. Документ опубликован на сайте Государственной думы и будет рассматриваться в первом чтении 10 декабря.
В Конституции России в ст. 43 закреплено: каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного и школьного образования. Более того: основное общее образование обязательно.
Для учебы в школе ребенку нужно знать русский язык. Языковая подготовка необходима, как необходима и ее дифференциация по возрастам: например, семилетний ребенок без знания языка обычно может приобрести это знание в классе, а подростку уже сложнее.
Но в России до сих пор не создана система дополнительного обучения русскому языку детей из семей мигрантов. Это означает, что в Госдуме готовится массовое нарушение прав детей на образование.
Как следует из текста законопроекта, порядок проведения тестирования должны будут определить Минпросвещения России и Рособрнадзор. По мнению авторов закона, тестирование необходимо для «реализации государственных гарантий на качество образования», а также «гармонизации прав и обязанностей всех участников образовательного процесса». Однако законом не предусматривается ни дополнительного финансирования, ни организации обучения русскому языку детей мигрантов.
Кроме того, в законопроекте указано: «Иностранные граждане принимаются на обучение по основным общеобразовательным программам при условии предъявления документа, подтверждающего законность их нахождения на территории Российской Федерации».
При этом в законопроекте не разъяснено, что значит «законность нахождения детей в РФ». Под этой законностью понимают наличие у ребенка регистрации (прописки), документа о миграционном учете. На практике это приводит к отказам в приеме детей в 1 класс.
Одновременно в паспортном столе часто отказывают в регистрации ребенка иностранного гражданина. Даже родившийся в России ребенок, говорящий только по-русски, может быть вообще нигде не зарегистрирован. Именно справка из школы сейчас является основанием регистрации ребенка-иностранца. Тысячи таких детей, уже живущих в России, просто не будут принимать в школу. Эти дети рискуют вырасти в России, не получив никакого образования, и останутся неграмотными.
Государство таким образом не только нарушает права детей мигрантов, но и действует в ущерб собственным интересам и интересам общества.
Ответственное перед будущим народа государство должно стремиться интегрировать мигрантов в общество, в культуру, в том числе через образование. А не стимулировать отчуждение иностранцев.
Подрастающее поколение, которому отказано в интеграции, легко аккумулирует криминальная или радикальная среда.
Прямой ущерб наносится и распространению российской культуры и русского языка в мире.
Каждый выпускник российской школы становится источником того и другого, но если ребенку отказывают здесь в образовании, то его семья скорее уедет из России.
Рассматриваемый законопроект — покушение на основы конституционного строя России. Он не может быть принят без изменений во 2-ю главе Конституции; а это возможно только в порядке созыва Конституционного совещания и путем общенародного референдума.
В мире разработано множество методик, позволяющих детям с разным уровнем знания языка учиться вместе, а детям-носителям других языков быстро осваивать язык обучения.
Каждый ребенок должен учиться в школе.
ТРЕБУЕМ:
- Отклонить законопроект № 778084-8 (не принимать закон) как противоречащий Конституции России и Всеобщей декларации прав человека.
- Принимать на учебу в школу каждого ребенка, независимо от гражданства ребенка и наличия документа, подтверждающего законность нахождения на территории Российской Федерации, а также уровня владения русским языком.
- Создать систему дополнительного обучения русскому языку детей мигрантов, плохо владеющих русским языком, предусмотрев бюджетные расходы на на эти цели и стимулируя волонтерскую деятельность в этой сфере.
Подписали:
Марк Куперман, правозащитник, Сахалин
Светлана Астраханцева, Российская Хельсинкская группа, Москва
Татьяна Котляр, председатель Калужского регионального общественного движения «За права человека», Обнинск,
Борис Альшулер, руководитель НПО «Право ребенка», Москва.