
Международное водное право
Международное водное право зародилось в XIX веке, в первую очередь, в Европе. Поначалу его положения касались, в основном, регулирования судоходства на крупных европейских реках. Это была эпоха, когда международные реки представляли интерес лишь с точки зрения навигации.
Затем, начиная со второй половины XX века, восприятие меняется:
в международном водном праве подчеркивается значение водных ресурсов и трансграничных рек как гидрологического и природного объекта.
С этого момента их рассматривают уже не только как судоходные пути
и особое значение придают водосборному бассейну.
Наконец, в конце XX века, чтобы реализовать системный подход к водным ресурсам, вводится новое понятие — международный водоток.
Это понятие нашло отражение в Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков.
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер — довольно новая. Эта Конвенция вступила в силу в 1996 году. В настоящее время она насчитывает 40 участников, включая Европейский союз.
.
Сегодня международное водное право строится, главным образом,
вокруг понятия международного водотока, под которым понимают всю
гидрографическую сеть, общую для государств бассейна.
Рассуждая о том, какова роль международного водного права в урегулировании водных конфликтов, нужно помнить про два аспекта. Прежде всего, следует иметь в виду так называемый превентивный аспект. Когда речь идет о разрешении водных конфликтов, значение превентивного аспекта состоит в том, что он позволяет не допустить возникновения этих конфликтов.
Второй аспект — это реактивный аспект, или все те принципы и процедуры, которые направлены на разрешение водных конфликтов в случае, если они всё же возникли в отношениях нескольких государств бассейна.
Каковы же принципы предотвращения водных конфликтов?
Для этого существует три принципа, три вида обязательств.
Первый принцип, который позволяет предотвратить водные конфликты — это так называемый принцип справедливого и разумного использования.
Чтобы не допустить возникновения водных конфликтов, каждое из государств должно, в первую очередь, своими действиями гарантировать справедливое и разумное использование международной реки.
Что значит справедливое и разумное использование?
Прежде всего, это значит, что государства должны регулярно обмениваться данными и информацией о водотоке;
это один из важнейших аспектов справедливого и разумного использования — постоянный обмен данными и информацией.
Другой способ гарантировать справедливое и разумное ресурсопользование предполагает проведение государствами совместных исследований воздействия на окружающую среду.
Когда одно из государств намерено реализовать какой-либо проект на международной реке, оно должно в обязательном порядке проинформировать об этом, путем обмена данными, другие государства, после чего все государства совместно
попытаются выявить риски возможного ущерба, который проект может нанести экологическому состоянию реки.
Третий аспект, третий компонент, обеспечивающий справедливое и разумное использование ресурсов реки — это регулярные консультации
в отношении любой деятельности на реке.
В этом заключается первый принцип предотвращения водных конфликтов: справедливое и разумное ресурсопользование.
Второй принцип, или второе обязательство,
позволяющее предотвратить водные конфликты — так называемое обязательство непричинения значительного ущерба.
Обязательство непричинения значительного ущерба — это прямое следствие принципа справедливого и разумного ресурсопользования.
Оно подразумевает, что государство, которое планирует реализацию проекта на международном водотоке, обязуется приложить все возможные усилия, принять все необходимые меры, чтобы не допустить значительного ущерба.
В этом случае государство предотвращает зарождение или возникновение споров, поскольку оно приняло все необходимые меры,
чтобы избежать значительного ущерба и гарантировать остальным странам возможность эксплуатации реки. Наконец, третий принцип,
или третье обязательство, позволяющее предотвратить водные конфликты в соответствии с международным водным правом — это обязательство сотрудничества.
Предотвращение водных конфликтов основано на сотрудничестве.
В стремлении избежать возникновения конфликтных ситуаций вокруг водных ресурсов государства должны всегда действовать совместно.
Сотрудничество государств бассейна международной реки позволяет предотвратить конфликты, поскольку такое сотрудничество открывает
возможности для переговоров, если возникают существенные различия во взглядах.
Сотрудничество позволяет государствам внедрять институциональные механизмы взаимодействия с целью обсуждения, взаимных консультаций, обмена информацией.
То есть, плодотворно сотрудничая, государства таким образом
защищают себя от любых конфликтов, связанных с водными ресурсами.
Как видно, в международном водном праве акцент ставится
на предотвращение конфликтов: этому способствуют справедливое и разумное ресурсопользование, обязательство непричинения значительного ущерба, а также общее обязательство сотрудничества.
При этом, как было отмечено ранее, существует также реактивный аспект урегулирования конфликтов.
Иногда, несмотря на превентивные меры, между государствами бассейна реки всё же возникают конфликты. В этой связи международное право предусматривает целый ряд процедур
по реагированию и разрешению конфликтов, между государствами бассейна.
Такие процедуры, как правило, называют способами мирного урегулирования. В международных отношениях запрещено решать конфликты военным путем.
Помимо дипломатических, существуют так называемые недипломатические, или судебные способы.
Это может быть обращение в постоянный международный суд,
например, в Международный суд ООН в Гааге, которому неоднократно
на протяжении своей истории доводилось разрешать споры,
связанные с водными конфликтами.
Помимо этого, можно прибегнуть к международному арбитражу.
Это еще один судебный способ урегулирования водных конфликтов.
Он подразумевает назначение конфликтующими сторонами
3 или 5 человек, которые после обсуждения конфликтной ситуации выносят решение, и это решение становится обязательным для исполнения конфликтующими сторонами.
Таким образом, судебные способы разрешения водных конфликтов
могут быть достаточно эффективны; в последнее время они часто применяются на практике, например, Пакистан и Индия обратились
в Постоянную палату третейского суда — международный арбитражный суд в Гааге, в Нидерландах, чтобы урегулировать конфликт, возникший между этими государствами в связи со строительством Индией плотины на реке Инд.