Главная » Библиотека » Международные инструменты защиты прав человека » защита прав человека в ООН » Правозащитная модель инвалидности

Правозащитная модель инвалидности

Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации

CRPD/C/RUS/CO/1

Distr.: General
9 April 2018
Russian
Original: English

 

4. Комитет приветствует усилия государства-участника по обеспечению осуществления прав инвалидов, закрепленных в Конвенции, в частности присоединение к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (Марракешский договор) 8 февраля 2018 года).

5. Комитет отмечает, что государство-участник не ратифицировало Факультативный протокол к Конвенции.

14. Комитет — договорный орган Конвенции по правам людей с инвалидностью — рекомендует государству-участнику внести поправки в свое законодательство и четко обозначить отказ в разумном приспособлении как запрещенное основание для дискриминации во всех сферах жизни в соответствии со статьей 5 Конвенции. Он рекомендует далее государству-участнику внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и увеличить размер штрафов, предусмотренных статьями 5.42, 5.62, 9.13, 9.14 и 11.24. Комитет рекомендует также государству-участнику руководствоваться Конвенцией при решении задачи 10.2 целей в области устойчивого развития (ЦУР).

16. В соответствии со своим замечанием общего порядка № 3 (2016) о женщинах-инвалидах и девочках-инвалидах и с учетом задач 5.1, 5.2 и 5.5 целей в области устойчивого развития Комитет рекомендует государству-участнику разработать законодательную основу для борьбы с множественной и межсекторальной дискриминацией в отношении женщин-инвалидов и девочек-инвалидов в тесном сотрудничестве с представляющими их организациями.

20. Комитет рекомендует государству-участнику активизировать усилия по полному осуществлению государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы и работать над созданием безбарьерной среды во всех регионах страны, в том числе в отдаленных и сельских районах, в соответствии с замечанием общего порядка № 2 (2014) Комитета о доступности. Он рекомендует также государству-участнику гарантировать эффективное осуществление программы и убедиться в том, что она обеспечивает доступность для лиц со всеми типами нарушений.

23. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что в некоторых крупных городах инвалиды сталкиваются с трудностями в получении доступа к бесплатным парковочным местам.
24. Он рекомендует государству-участнику принять надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к бесплатным парковочным местам.

65. Комитет призывает государство-участник привлекать российские организации, представляющие инвалидов, к международному сотрудничеству и обеспечить учет правозащитного подхода к инвалидности в рамках всех усилий по достижению целей в области устойчивого развития в соответствии с положениями Конвенции.

72. Комитет просит государство-участник представить свои объединенные в единый документ второй и третий периодические доклады к 25 октября 2022 года и включить в них информацию об осуществлении рекомендаций, содержащихся в настоящих заключительных замечаниях. Он также просит государство-участник рассмотреть возможность представления вышеупомянутых докладов по разработанной Комитетом упрощенной процедуре представления докладов, согласно которой Комитет готовит перечень вопросов по меньшей мере за один год до назначенной даты представления доклада государства-участника. Ответы государства-участника на такой перечень вопросов являются его докладом.

КПИ заключительные замечания

PS

После ратификации КПИ федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ закреплены права людей с инвалидностью и обязанности органов власти по их обеспечению.

Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» содержит термины и определения понятий «разумное приспособление» и «универсальный дизайн» в соответствии с КПИ и определяет меры по их обеспечению.

Понятие «инвалид» в российском законодательстве не соответствует определению ст. 1 КПИ. В законах РФ сохранён медицинский подход, а система государственных гарантий для людей с инвалидностью основана на необходимости установления статуса «инвалид» на основе медицинского диагноза. Согласно медицинскому подходу, проблемой являются особенности человека, а не препятствия, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, что закрепляет предрассудки в отношении людей с инвалидностью и их исключение из ряда сфер жизнедеятельности.

Почтовый адрес:
Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR)
Palais des Nations
CH-1211 Geneva 10, Switzerland

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.