Главная » Библиотека » Международные инструменты защиты прав человека » защита прав человека в ООН » Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию об укреплении национальных правозащитных учреждений

Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию об укреплении национальных правозащитных учреждений

Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию государствам-членам о развитии и укреплении эффективных, плюралистических и независимых национальных правозащитных учреждений (НПЗУ).

Такие учреждения относятся к главным опорам уважения прав человека, верховенства права и демократии. Они являются важным связующим звеном между правительством и гражданским обществом, поскольку способствуют преодолению потенциального разрыва между защитой прав отдельных лиц и правозащитными обязательствами государства.

При этом НПЗУ и их сотрудники зачастую сталкиваются с тяжелыми условиями труда, угрозами, давлением и нападками со стороны.

Рекомендация направлена на обеспечение того, чтобы создание и управление такими учреждениями осуществлялось в соответствии с минимальными стандартами, изложенными в Парижских принципах, в частности, в отношении их круга деятельности и полномочий в области продвижения и защиты всех прав человека для каждого, а также их независимости от государства.

«Комитет министров Совета Европы в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы (ETS № 1),

Учитывая, что эффективные, плюралистические и независимые национальные правозащитные учреждения (НПЗУ) являются одним из столпов уважения прав человека, верховенства закона и демократии;

Признавая, что НПЗУ является уполномоченным государством органом, независимым от правительства, с широким конституционным или законодательным мандатом на поощрение и защиту прав человека и аккредитованным на регулярной основе в соответствии с его соблюдением Парижских принципов; [1]

Напоминая, что НПЗУ являются правозащитниками и что они способствуют поощрению и защите других правозащитников и созданию безопасного и благоприятного пространства для гражданского общества;

Ссылаясь также на Решение Комитета Министров “Общая ответственность за демократическую безопасность в Европе – необходимость усиления защиты и продвижения пространства гражданского общества в Европе” (Хельсинки, 17 мая 2019 года) для дальнейшего укрепления механизмов Совета Европы по защите правозащитников, включая Пересмотренную процедуру Личного кабинета Генерального секретаря по взаимодействию правозащитников с Советом Европы;

Признавая, что эффективные НПЗУ являются важным связующим звеном между правительством и гражданским обществом, поскольку они помогают преодолеть разрыв в потенциальной защите между правами отдельных лиц и обязанностями государства;

Приветствуя значительное увеличение числа аккредитованных[2] независимых НПЗУ[3] в государствах-членах Совета Европы с момента принятия Рекомендации Комитета министров Rec(97)14 о создании независимых национальных учреждений для поощрения и защиты прав человека;

Подчеркивая огромный потенциал и влияние независимых национальных учреждений для поощрения и защиты прав человека в Европе, в частности для эффективного осуществления Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5, Конвенция), включая вмешательство третьей стороны в Европейский Суд по правам человека (на основании пункта 2 статьи 36 Конвенции) и связь в отношении надзора за исполнением судебных решений в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции;

Признавая важность постоянной поддержки НПЗУ со стороны Совета Европы и других международных заинтересованных сторон и приветствуя налаженное сотрудничество между Комиссаром по правам человека Совета Европы и НПЗУ, а также Европейской сетью национальных учреждений по правам человека (ENNHRI), как это предусмотрено в мандате Комиссара в соответствии с резолюцией Res(99)50 о Комиссаре Совета Европы по правам человека;

Признавая далее важность сотрудничества между НПЗУ и ENNHRI, а также их сотрудничества с Советом Европы[4] и другими национальными и международными заинтересованными сторонами;

Принимая во внимание широкую международную поддержку развития, укрепления, защиты и признания Национальных учреждений и сотрудничества с ними [5] не только Советом Европы, но и Организацией Объединенных Наций, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейским союзом;

Признавая разнообразие НПЗУ, которое отражает разнообразие стран и регионов, которые они обслуживают;

Подчеркивая в то же время, что жизненно важно, чтобы любое такое учреждение было создано и функционировало в полном соответствии с минимальными стандартами, содержащимися в Парижских принципах, в частности в отношении его:

— мандат и компетенция по поощрению и защите всех прав человека для всех;

— автономия от правительства;

— независимость, гарантируемая основным законодательством или, предпочтительно, конституцией;

— плюрализм, в том числе посредством назначения и состава органа, принимающего решения, состава персонала и процедур, обеспечивающих эффективное сотрудничество с различными социальными группами;

— достаточный уровень ресурсов;

— адекватный доступ к отдельным лицам, помещениям и информации; и

— международная подотчетность и легитимность посредством периодической международной аккредитации;

Выражая серьезную озабоченность по поводу сложных условий работы, угроз, давления и нападений, которым НПЗУ и их члены и сотрудники иногда подвергаются в государствах-членах;

Желая развить рекомендацию Rec(97)14, которая отныне заменяется настоящим документом,

Рекомендует правительствам государств-членов:

1. принять все необходимые меры для создания и, когда они будут созданы, поддержания и укрепления независимого национального учреждения в соответствии с Парижскими принципами. В этом контексте государства могли бы воспользоваться технической помощью, такой как помощь со стороны ENNHRI и региональных и международных органов, для использования существующей передовой практики;

2. обеспечить благоприятную правовую базу и благоприятную институциональную и общественную среду для НПЗУ для эффективного осуществления своей деятельности по защите и поощрению всех прав человека и основных свобод и сотрудничать с ними;

3. убедитесь, что принципы, изложенные в приложении к настоящей рекомендации, реализованы в соответствующем национальном законодательстве и практике;

4. убедитесь, что эти принципы интерпретируются в соответствии с конкретными рекомендациями и общими замечаниями Подкомитета ГАНРИ по аккредитации;

5. регулярно оценивать эффективность мер, принятых в рамках выполнения приложения к настоящей рекомендации, в том числе посредством консультаций и диалога с НПЗУ;

6. изучить пути усиления роли и конструктивного участия НПЗУ и ЕННПЧ в Совете Европы в целях более активного поощрения и защиты прав человека, верховенства закона и демократии;

7. обеспечить, с помощью надлежащих средств и действий, включая, при необходимости, перевод, широкое распространение этой рекомендации среди компетентных органов и заинтересованных сторон;

8. рассмотреть в рамках Комитета министров вопрос об осуществлении настоящей рекомендации не позднее чем через пять лет после ее принятия.

Приложение к Рекомендации CM/Rec (2021)1

I. Создание национальных учреждений

1. Государства-члены должны обеспечить наличие НПЗУ, их создание, аккредитацию и функционирование в полном соответствии с Парижскими принципами. Выбор модели этих институтов должен быть сделан каждым государством в свете его организации, особенностей и потребностей. Эти учреждения должны быть непосредственно и легко доступны для всех. Особое внимание следует уделять лицам, которые могут не знать о существовании НПЗУ, которые могут испытывать трудности с доступом к НПЗУ или которые могут находиться в уязвимом положении.

2. Государства-члены должны обеспечить прочную правовую основу для НПЗУ, предпочтительно на конституционном уровне и/или в законе, который определяет мандаты и функции таких учреждений, гарантирует их независимость и предоставляет им средства, необходимые для эффективного выполнения их функций, как на национальном, так и на международном уровнях, с учетом существующих стандартов и рекомендаций в отношении НПЗУ, в частности Парижских принципов и их толкования, разработанных Подкомитетом ГАНРИ по аккредитации.

II. Укрепление национальных учреждений

3. Государствам-членам следует обеспечить, чтобы мандат, предоставленный НПЗУ для защиты и поощрения прав человека, был как можно более широким и в полном соответствии с Парижскими принципами, и чтобы он позволял им, в частности,:

— осуществлять мониторинг и анализ положения в области прав человека в стране, публиковать отчеты об этих выводах и направлять рекомендации государственным органам на национальном, региональном и местном уровнях и, когда это применимо, частным организациям, а также представлять ежегодный доклад соответствующим органам, в том числе парламенту, для его рассмотрения;

— свободно обращаться к общественному мнению, повышать осведомленность общественности о правах человека и осуществлять образовательные и учебные программы;

— полностью рассмотреть все предполагаемые нарушения прав человека всеми административными органами, другими соответствующими государственными органами и, когда это применимо, частными организациями;

— иметь беспрепятственный доступ ко всем соответствующим помещениям, включая места лишения свободы, и ко всем соответствующим лицам, с тем чтобы иметь возможность провести достоверное изучение всех вопросов, охватываемых их мандатом, и ко всей соответствующей информации, с учетом возможных ограничений, вытекающих из защиты других прав и законных интересов, и при должном соблюдении конфиденциальности полученной информации.;

— осуществлять мониторинг существующей и разрабатываемой политики и законодательства, имеющих последствия для прав человека, до, во время и после их принятия, с тем чтобы информировать государство о воздействии такой политики и законодательства на права человека и на деятельность правозащитников, в том числе путем вынесения соответствующих и конкретных рекомендаций;

— способствовать созданию эффективной системы правосудия для всех посредством мер по повышению осведомленности и облегчению доступа к правам и средствам правовой защиты и, в соответствующих случаях, путем предоставления юридической помощи, участия в судах или, когда это применимо, получения индивидуальных жалоб;

— поощрять подписание, ратификацию международных договоров по правам человека и присоединение к ним и способствовать эффективному осуществлению таких договоров, а также соответствующих постановлений, решений и рекомендаций, а также осуществлять контроль за их соблюдением государствами».

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.