Главная » Что мы делаем » юрклиника » Юридические клиники

Юридические клиники

Впервые термин «клиническое юридическое образование» появился в начале XX века. Уильям Роуи утверждал, что именно клиническое образование является лучшим способом подготовки профессиональных юристов. Он отмечал, что еще до начала XXвека юристам было необходимо не только получить образование, чтобы иметь возможность начать свою практику, но и побывать в роли учеников опытных юристов.

В начале XX века в юридическом образовании начинает использоваться метод «case study». Суть данного метода состоит в обучении, основанном на анализе, решении и обсуждении смоделированных или реальных ситуаций. Для студентов юридических факультетов в качестве таких ситуаций выступали решения высших судов. Будущим юристам предлагалось обсудить причины принятия подобных решений, проанализировать верность квалификации деяния. Однако решения судов, обсуждаемые студентами, были уже по завершённым делам, а для закрепления действительно практических навыков было необходимо предоставить возможность работать с настоящими делами. Долгое время клиническое образование не пользовалось особой популярностью в университетах, так как многие преподаватели были убеждены, что высшее образование должно быть направлено на формирование правового мышления, а не на развитие практических навыков.

Однако с увеличением числа социальных проблем во второй половине прошлого века, вопрос о полноценном функционировании юрклиник становится особенно актуальным. Общественные волнения были связаны с тем, что не все имеют равный доступ к правам, гарантированным Конституцией. Студентов и преподавателей юридических факультетов стали как никогда раньше волновать вопросы социальной справедливости. Таким образом, в 60-70-х годах XX века юрклиники начинают развиваться особенно быстро. Основными задачами, на решение которых направлено функционирование юридических клиник при университетах, становятся получение практических навыков юриста и помощь малоимущим гражданам.

В процессе развития юрклиник возникли проблемы:

1) «традиционные» взгляды на юридическое образование исключительно как на процесс формирования правового мышления;

2) долгое время оставался открытым вопрос с гарантиями для преподавателей клиник. Было важно обеспечить их трудовые права;

3) трудности с финансированием. В рамках классических занятий преподаватель мог общаться с большим количеством студентов. Один преподаватель юрклиники мог брать на себя гораздо меньшее число студентов для обучения. К тому же были необходимы специальные помещения для консультаций. Стоит отметить, что финансированию юрклиник способствовали различные программы, организованные благотворительными фондами.

К началу XXI века стало можно говорить о том, что юрклиники стали одной из составляющих юридического образования, а их функционирование при юридическом вузе  − одним из условий аккредитации учебного заведения.

Существует мнение о том, что на данном этапе развития есть несколько вариантов организации юридических клиник:

-клиники при университетах, которые дают возможность работать с реальными клиентами;

— специальные юрклиники, работающие по системе «Street Law». В данном варианте отсутствует реальный клиент, а студенты изучают материалы смоделированных дел, отрабатывая тем самым практические навыки;

— прохождение практики за стенами факультета, подразумевающее работу с настоящими юристами по их делам.

Некоторые факультеты имеют сразу несколько клиник. Например, в Гарварде их семь. Каждая из них занимается определенными вопросами, например, уголовным правосудием, ювенальной юстицией, соблюдением международных прав человека, вопросами иммиграции и беженцев, вопросами, связанными с интернетом. Еще две клиники предоставляют услуги для бедных по вопросам общего гражданского права. Однако большинство юридических факультетов имеют только одну клинику, которая занимается преимущественно вопросами гражданского права.

Сегодня перед преподавателями юрклиник помимо обучения стоит задача обучить студентов профессиональным навыкам, в том числе навыкам консультирования, выступления в суде, анализа ситуации, использования собственного опыта и опыта коллег.

Сегодня ценность получения практического опыта еще со студенческой скамьи признана большинством, поэтому существование клиник поддерживается, создаются условия для их качественной деятельности.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.