Главная » Что мы делаем » Новости » Региональные миграционные вызовы на примере Калужской области (лонгрид)

Региональные миграционные вызовы на примере Калужской области (лонгрид)

Анотация.
Такого интенсивного перемещения людей не знал ранее ни один исторический период человеческой цивилизации. Глобальная мобильность населения влечет за собой не только резкий рост культурного, социального и этнического разнообразия принимающих обществ, но и изменение самой структуры местных сообществ. На феномен миграции следует смотреть не столько с точки зрения бремени, сколько с точки зрения заключенных в ней возможностей. По статистике, примерно каждый пятый, живущий за пределами своей страны, живет в мегаполисах, что свидетельствует о более отлаженном механизме интеграции именно в крупных городах.
На фоне многочисленных причин миграционных процессов, побуждающих людей на активное перемещение, существует также множество проблем, требующих вполне конкретных решений.
Ликвидация в России в апреле 2016 года гражданской миграционной службы и передача миграционных полномочий в полицию послужила толчком к ухудшению ситуации с защитой прав мигрантов.
Ужесточились требования миграционного законодательства, которое готовит МВД РФ «под себя», правоприменительная практика складывается дефектно из-за неэффективной работы российских судов.
Отмечается рост в России числа трудовых мигрантов за семь месяцев 2019г. без соответствующей их легализации.

Калужская область — ворота в Россию.

По данным УМВД России по Калужской области, за пять месяцев 2019 года на территории нашего региона на миграционный учет поставлено более 94,5 тысяч человек. За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано более 100 тысяч иностранных граждан. Снято с миграционного учета 48,7 тысяч человек, а за аналогичные 5 месяцев 2018 году — только 37 тысяч. Количество выданных патентов увеличилось: с начала нынешнего года оформлено более 12,2 тысяч патентов для осуществления трудовой деятельности (за аналогичный период пошлого года – 11,6 тыс. патентов). А вот разрешений на работу выдано меньше: 414 (за аналогичный период прошлого года – 455) — численность привлекаемых иностранных работников сократилась в два раза: с 2289 единиц в 2016 году до 1131 – в 2019 году, что связано с экономическими санкциями ЕС. Особенностью Калужской области является реализация с 2007 года государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Близлежащие субъекты федерации — Москва и Московская область в этой госпрограмме не участвуют. Поэтому Калужская область — остаётся «воротами в Россию» на протяжении последних десяти лет.

.

2. Миграции: причины, направления и последствия. Виды нарушений прав человека.

В Калужской области есть практически все виды миграций:
внешняя и внутренняя,
сезонная/маятниковая и постоянная/ПМЖ,
трудовая, учебная, вынужденная, миграция соотечественников,
вынужденная миграция, др.
Проживают в Калужской области и апатриды: как те, что стали апатридами следствие распада СССР (например, отбывая уголовное наказание в российских тюрьмах, связанное лишением свободы), так и вновь прибывающие в Россию в статусе ЛБГ из бывших союзных республик. Их легализация затруднена из-за несовершенства российского миграционного законодательства.
В зависимости от типа миграции можно классифицировать и нарушения прав мигрантов:
при учебной миграции самым распространённым нарушения прав является преследование за просроченную регистрацию — административное правонарушение; два правонарушения в течение 3-х лет позволяют силовикам закрыть въезд на территорию России сразу на 3 года.
при трудовой миграции часто нарушаются трудовые права трудящихся мигрантов и членов из семей. Россия не подписала и не ратифицировала Конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.
при миграции соотечественников выявился законодательный дефект в региональной подпрограмме: пришлось обращаться за восстановлением прав пожилой соотечественницы в ВС РФ обжаловать дискриминационную норму по возрасту.
практически не работает институт убежища.
Общее стойкое нарушение права мигрантов на получение информации связано с закрытостью полиции как силовой структуры.
Жёсткое и порой безразборное деление жителей Калужской области на мигрантов и коренных жителей имеет лишь пагубные последствия, обостряя имеющиеся противоречия и подогревая напряженность в обществе.
Калужские СМИ освещают проблемы мигрантов однобоко: с точки зрения совершения преступлений. В калужских интернет-сообществах миграционная тема активно не обсуждается. Поэтому, начиная с 2014 года, когда в Калужской области прибыли в экстренном массовом порядке тысячи семей беженцев из Восточной Украины, искатели убежища самостоятельно создали в социальной сети VK группы взаимопомощи: например, «Донецк в Калуге».
Особое место занимают вопросы образования детей из семей мигрантов. Такая проблема особенно остро встаёт перед каждым новым учебным годом. Без регистрации по месту жительства детей-мигрантов не принимают в учебные заведения и,даже, в детские садики.

.

3. Защита прав мигрантов, выбравших для проживания Калужскую область.

На фоне многочисленных причин миграционных процессов, побуждающих людей на активные перемещение, существует также множество проблем, требующих вполне конкретных правовых решений. Миграционное законодательство в России — запутанное, сложное, противоречивое, мало исполнимое. Не кодифицировано. На юридических факультетах университетов юристов миграционного профиля не готовят. Из-за всех вышеуказанных причин части калужских мигрантов довольно затруднительно легализоваться и натурализоваться в регионе.
В Калужской области созданы и функционируют государственные правозащитные структуры, которые называются «Уполномоченные»:
по правам человека,
по правам ребёнка,
правам предпринимателей/фермеров.
С 2001 года защитой прав мигрантов занимается Калужское региональное общественное движение «За права человека», имеющее отделения в городах: Калуге, Обнинске, Тарусе и Белоусово. Руководитель КРОД ЗПЧ — Татьяна Котляр.
С 2010 года по 2019 год при юридическом факультете Калужского института Московского гуманитарно-экономического университета работала специализированная юридическая клиника по оказанию правовой помощи мигрантам силами кураторов и студентов. Теперь единственный офис в Калужской области, где оказывают правовую помощь мигрантам, выбравшим для проживания наш регион — в Обнинске по улице Лейпунского, 2 (район Привокзальной площади). Он-лайн консультации по миграционным вопросам можно получить через сайт КРОД ЗПЧ.
За 10 месяцев 2019 года силами правозащитников и юристов КРОД ЗПЧ было дано около 500 правовых консультаций калужским мигрантам, было обеспечено ProBono судебное представительство по 50 судебным делам. Самые проблемные мигрантские кейсы выкладываются и собираются в библиотеке на сайте КРОД ЗПЧ, где есть образцы обращений, жалоб, исков, есть судебные решения и ответы органов власти, есть методички, используя которые мигранты могут самостоятельно защитить свои права.
По данным ежегодных докладов калужского УПЧ самыми главными нарушителями прав мигрантов являются органы власти: федерально (в лице МВД РФ) и региональной (в лице УМВД России по Калужской области).
При защите прав мигрантов калужские правозащитники используют международные стандарты в области прав человека. Для этого дважды в год (весной и осенью) юристы КРОД ЗПЧ проходят семинарские занятия под эгидой московского офиса УВКБ ООН, встречаются на нейтральной территории с представителями миграционной полиции.
КРОД ЗПЧ, вот уже три года реализует проект «Люди, которых нет» — это волонтёрский проект, направленный на защиту прав людей, у которых нет регистрации из-за отсутствия в России своего жилья.

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.