Главная » Библиотека » Гражданам России » Праздник Нового года: история эволюции

Праздник Нового года: история эволюции

Новый год – один из самых популярных в России праздников, объединяющий поколения и социальные группы. За многовековую историю календарный обряд в честь зимнего солнцеворота вобрал в себя ритуалы разных культур и обществ: елка «пришла» из Германии, а Снегурочку «придумали» в СССР.

Традиционный сценарий празднования Нового года хорошо известен всем: родственники и друзья сообща наряжают елку, несколько поколений семьи собираются за одним столом, на котором в обязательном порядке присутствует салат «Оливье», веселятся и обмениваются подарками. Однако подобным образом Новый год в России отмечали не всегда: в XIX в. это был детский праздник, а в 1930-е – официальный идеологизированный ритуал, воссозданный для объединения общества вокруг фигуры главы государства.

Теперь Новый год – в первую очередь домашний, семейный праздник, в котором, как показывает история его появления и развития, объединились традиции разных культур – языческой, христианской, советской – и разных обществ. Так, идея почитать и наряжать елку пришла из Германии, Снегурочку как внучку Деда Мороза придумали в Советском Союзе, а традиционное теперь чтение детьми стихов у елки возникло в период европейской Реформации.

.

Истоки празднования Нового года лежат в древних календарных обрядах и ритуалах, сопровождавших, например, наступление весны или окончание сбора урожая и знаменовавших связанные с этими событиями изменения в общественной жизни – переход от одного этапа (например, зимы) к другому (к весне). Календарные обряды и ритуалы символически структурировали жизнь общества, придавая ей упорядоченность и предсказуемость.

Во многих таких ритуалах часто задействовались деревья, символизирующие и подчеркивающие связь с природой. Так, жители средневековой Европы в начале мая праздновали приход весны танцами вокруг «майского дерева» – украшенного ветвями и цветами шеста, а у славян, также отмечавших переход весны в лето (позднее языческий праздник был приурочен к Троицыну дню), главным символом выступала береза.

Зимой важным событием в цикле жизни общества был День Зимнего Солнцестояния, после которого световой день начинал удлиняться. День или дни после 21 декабря, дня зимнего солнцестояния, у многих индоевропейских народов отмечались как начало нового годового цикла. В этом празднике также использовались деревья.

В том, что рождественским деревом стала именно ель, мир обязан германским народам, пишет культуролог и литературовед Елена Душечкина, автор книги «Русская ёлка» об истории и мифологии новогоднего праздника. У германских народов во времена язычества ель почиталась особо: она отождествлялась с мировым древом и – как вечнозеленое растение – символизировала неумирающую природу. У древних германцев существовал обычай: на новый год идти в лес и украшать елку, затем совершая вокруг нее полагавшиеся смене года ритуалы. Позднее германцы стали срубать елочки и приносить в дом, ставя на столе и украшая свечами, яблоками и сладостями, а после распространения христианства – использовать как рождественское дерево.

Таким образом «языческая» ель «перешла в христианство». Согласно средневековым легендам, в самый мрачный день года некоторые деревья (в том числе ель) покрываются чудесными цветами: это интерпретировалось как свидетельство того, что деревья таким образом отмечают рождение Христа, рассказывает в своей лекции антрополог и фольклорист Александра Архипова, ведущая телеграм-канала
«(Не)занимательная антропология».

Во время Реформации в XVI веке возникает еще один элемент празднования Рождества, который стал ныне привычным для всех атрибутом новогодних празднований: читающие стихи возле нарядной елки дети, которым за это дарят подарки.

Обычай Германии праздновать Рождество дома с елкой постепенно захватывает Европу, а в конце XVII века приходит и в Россию: после своего путешествия по европейским странам Петр I в 1699 г. издает
указ – праздновать новолетие 1 января «по примеру всех христианских народов» (а не 1 сентября, как было на Руси) и в честь наступления нового года «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами или на воротах домов.

Однако после смерти Петра I его предписания были основательно забыты и соблюдались только трактирами. Трактиры получали лицензии на торговлю водкой от государства и не хотели давать лишних поводов для придирок со стороны чиновников, поэтому хозяева питейных заведений продолжали законопослушно украшать их елками.

Елки у трактиров стояли круглогодично: перед новым годом их устанавливали на крышах или у ворот, а накануне следующего нового года заменяли новыми. В результате трактиры в народе
стали называть «елками» или «Елкиными», а в обиход вошли такие выражения, как «пойдем к Елкину» (означавшее «пойдем выпьем») и «быть под елкой» (находиться в кабаке).

открытка Ольги К.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.