- Гражданам России
- защита от дискриминации
- защита прав пожилых мигрантов
- Иностранцам и апатридам
- Научные исследования в области миграции / миграциология
- новости стран СНГ и Грузии
- репрессированные
- Рома/цыгане
- свобода выражения мнения / Пацифизм
- соотечественникам
- цели устойчивого развития / ЦУР/SDG
Особенности христианства в странах Центральной Азии
В религиозном плане Центральная Азия / ЦА для «европейцев» была чем-то вроде «Дикого Запада», в том смысле, что имелось локальное население, разделенное главным образом на различные исламские группы – были и суфии, и шииты, и протосалафиты. Из Таджикистана люди ходили учиться в мусульманские школы Индии, затем возвращались на родину с суфийским исламом.
В советский период шел интенсивный обмен людьми и знаниями с Северным Кавказом, в Туркменистане были шиитские мечети – как азербайджанские, так и неиранские. Это разнообразие возникло ещё до советской власти. А в конце XIX века туда пришли еще и другие религиозные группы, начиная от Бахаи, эмигрировавших из Ирана на территорию Туркменистана – их первый храм вообще был построен в Мерве (Мары). Были кочевники, например, в западном Казахстане, которые номинально являлись мусульманами, но реально поклонялись вполне языческим символам – стеллам в степи, под которыми выкладывали бараньи кости и черепа. В девяностые годы это обрело формат, скажем, строительства в Актау (бывшем Шевченко) огромного языческого капища. Считается, что часть горных киргизов до сих пор остаются язычниками или, скажем так, очень номинальными мусульманами. В общем, там было много исламского и неисламского – и на это в конце XIX века стало накладываться пришедшее христианство.
Оно пришло одновременно в виде самых разных религиозных движений. Например, вдоль строившейся железной дороги Красноводск-Ташкент в станционных поселках селились духоборы из центральной России и южного Кавказа.
Образовались общины армян, расселявшихся поначалу как часть этого общего движения вдоль железной дороги, а потом как беженцы 1915-го года с территории современной Турции. Потом, на основе духоборской сети, проповедники адвентизма стали строить свои сети, и многие духоборы стали адвентистами седьмого дня. Баптисты шли активно в рамках переселения промышленных рабочих. Переселявшиеся немцы приносили с собой все разнообразие верований «русских» немцев – меннонитство, евангелизм, католицизм, баптизм и так далее. На основе баптизма потом стало развиваться пятидесятничество. В общем, течений было изрядно, и православие находилось в условиях достаточно сильной конкуренции.
В Центральной Азии, можно сказать, два принципа разделения людей. На местных и европейцев.
Европейцы – это славяне, немцы, евреи, поляки, молдаване, но также татары, корейцы, армяне и другие кавказские народы. Подразумевается, что европейцы говорят по-русски, поэтому их обобщенно могут иногда назвать русскими. А собственно этнических русских в Центральной Азии относительно немного.
Дальше, внутри этих европейцев – деление на православных и разных других. То есть, православными могут быть кто угодно. Например, имеются большие группы православных цыган. Много представителей смешанных браков. Были православные казахи, узбеки, туркмены – представители этих народов могли стать священниками. То есть, это потомки людей, приехавших в ЦА, начиная с тридцатых годов, переженившихся и, под влиянием какой-нибудь бабушки, еще помнившей свою черниговскую или владимирскую деревню, начавших вместе с ней в восьмидесятые годы ходить в храм.
Протестантские деноминации делились на чисто немецкие и на смешанные.
Немецкие: висят немецкие слоганы в молитвенном зале, пастор и его семья – этнические немцы, община на две трети – немецкоязычная. Это в первую очередь в селах, но отчасти и в городах, где было много подпольных и полуподпольных структур – в советское время протестанты делились на легальную часть и подпольную. Но не всегда.
У адвентистов, скажем, когда-то доминировали немецкие пасторы, но уже с шестидесятых годов – украинцы либо русские с Северного Кавказа с украинскими фамилиями. А в девяностые годы в этих смешанных общинах все большую роль стали играть новые диаспоральные группы – прежде всего, татары и армяне. Многие обращались в протестантизм. Много Свидетелей Иеговы и кришнаитов. Адвентисты, «выросшие на духоборах», четко демонстрировали две линии – немецкую (исчезающую) и славянскую.