- блог Любови Мосеевой-Элье
- Гражданам России
- Научные исследования в области миграции / миграциология
- судебный мониторинг
- юрклиника
Оценка качества правосудия (опыт Суоми)
Качество правосудия — это не только его результаты (вынесение законного решения), но и все другие критерии, которые так или иначе влияют на составляющие судебной деятельности и ее восприятие сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Улучшение качества судебного разбирательства должно быть таким, чтобы и рассмотрение дел в суде, и принимаемые в результате судебные решения как можно полнее отвечали принципам справедливого судебного разбирательства и доступа к правосудию (ст. 6 ЕКПЧ).
Судебная деятельность основывается на законодательстве и на компетентности кадрового состава судов.
Вместе с тем, судебная деятельность также может рассматриваться как предоставление услуги. Это, помимо всего прочего, означает, что «продукт» судебного разбирательства (судопроизводство и решение по делу) не может «производиться» единообразно, как это имеет место в промышленности, где цикл производства должен повторяться снова и снова, одним и тем же образом. Каждое судебное дело, во многих смыслах этого слова, уникально.
Удовлетворенность клиентов в судах означает, что услуги, оказанные клиенту в соответствии с законом и иными нормами, и обращение с клиентом в этом контексте, были настолько хороши, насколько это возможно, в том числе с точки зрения принципов оказания данной услуги.
Из законодательства с очевидностью следует, что если судебный процесс или решение противоречат закону, то их плохое качество вследствие этого может презюмироваться.
Также основными принципами, на которых должно основываться определение качества судебного разбирательства, являются:
— социальная функция судов,
— доступ к правосудию (access to justice),
-процессуальная справедливость (procedural justice),
— доверие к суду,
— и желаемый стандарт качества судебного разбирательства.
Таким образом можно выделить четыре категории качества правосудия:
— относящиеся к судебному процессу,
-относящиеся к судебному постановлению/ решению,
— относящиеся к обслуживанию клиентов,
— относящиеся к организации работы судов.
Это достигается посредством беспристрастного и вежливого обращения со сторонами, осуществления судом действий, исходя из соображений эффективности и уместности, разумных сроков разрешения дел, единообразия процесса, доступа общественности в судебное заседание, и разумности расходов.
Качество судебного решения достигается посредством обеспечения его законности, соответствия чувству справедливости, адекватной и четкой мотивировки, дачи ответов на все поднятые вопросы, удобства для понимания, структурного и фактического единообразия, языковой корректности и предсказуемости.
Качество обслуживания клиентов достигается с помощью предоставления помощи и консультаций, компетентности, вежливого и непредвзятого обращения, надлежащего обслуживания, оказания услуг на родном языке потребителя, использования средств массовой информации и связей с общественностью, и доступности услуг.
Качество организации работы суда достигается с помощью целевого управления, организации функционирования, действенных рабочих процессов, четкого распределения ответственности, компетенции и обучения, внутреннего информационного обеспечения, и благоприятной атмосферы на рабочих местах.