Главная » Библиотека » Гражданам России » Оценка качества правосудия (опыт Суоми)

Оценка качества правосудия (опыт Суоми)

Качество правосудия — это не только его результаты (вынесение законного решения), но и все другие критерии, которые так или иначе влияют на составляющие судебной деятельности и ее восприятие сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Улучшение качества судебного разбирательства должно быть таким, чтобы и рассмотрение дел в суде, и принимаемые в результате судебные решения как можно полнее отвечали принципам справедливого судебного разбирательства и доступа к правосудию (ст. 6 ЕКПЧ).

Судебная деятельность основывается на законодательстве и на компетентности кадрового состава судов.

Вместе с тем, судебная деятельность также может рассматриваться как предоставление услуги. Это, помимо всего прочего, означает, что «продукт» судебного разбирательства (судопроизводство и решение по делу) не может «производиться» единообразно, как это имеет место в промышленности, где цикл производства должен повторяться снова и снова, одним и тем же образом. Каждое судебное дело, во многих смыслах этого слова, уникально.

Удовлетворенность клиентов в судах означает, что услуги, оказанные клиенту в соответствии с законом и иными нормами, и обращение с клиентом в этом контексте, были настолько хороши, насколько это возможно, в том числе с точки зрения принципов оказания данной услуги.

Из законодательства с очевидностью следует, что если судебный процесс или решение противоречат закону, то их плохое качество вследствие этого может презюмироваться.

Также основными принципами, на которых должно основываться определение качества судебного разбирательства, являются:

социальная функция судов,

— доступ к правосудию (access to justice),

-процессуальная справедливость (procedural justice),

— доверие к суду,

— и желаемый стандарт качества судебного разбирательства.

Таким образом можно выделить четыре категории качества правосудия:

— относящиеся к судебному процессу,

-относящиеся к судебному постановлению/ решению,

— относящиеся к обслуживанию клиентов,

— относящиеся к организации работы судов.

Это достигается посредством беспристрастного и вежливого обращения со сторонами, осуществления судом действий, исходя из соображений эффективности и уместности, разумных сроков разрешения дел, единообразия процесса, доступа общественности в судебное заседание, и разумности расходов.

Качество судебного решения достигается посредством обеспечения его законности, соответствия чувству справедливости, адекватной и четкой мотивировки, дачи ответов на все поднятые вопросы, удобства для понимания, структурного и фактического единообразия, языковой корректности и предсказуемости.

Качество обслуживания клиентов достигается с помощью предоставления помощи и консультаций, компетентности, вежливого и непредвзятого обращения, надлежащего обслуживания, оказания услуг на родном языке потребителя, использования средств массовой информации и связей с общественностью, и доступности услуг.

Качество организации работы суда достигается с помощью целевого управления, организации функционирования, действенных рабочих процессов, четкого распределения ответственности, компетенции и обучения, внутреннего информационного обеспечения, и благоприятной атмосферы на рабочих местах.

Суд оценка качества разрешения дел

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.