Главная » Библиотека » Гражданам России » Новые поправки в Закон об адвокатуре. Как они ударят по защитникам?

Новые поправки в Закон об адвокатуре. Как они ударят по защитникам?

Профессор   Тамара   Морщакова подготовила  для  Венецианской Комиссии  Совета  Европы  отзыв  на законопроект  о  внесении  изменений  в  ФЗ  «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

.

.

Представленный анализ имеет целью рассмотреть законопроект с точки зрения его соответствия основным гарантиям права на получение квалифицированной юридической помощи – в числе других прав и свобод человека и гражданина, которые, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, признаются также и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом вопросы  внутреннего устройства института адвокатуры затрагиваются лишь в аспекте независимости и обязанностей адвоката как юридического представителя.

Исходя из такого подхода в рассматриваемой законодательной инициативе должны быть проанализированы коррективы, касающиеся института адвокатского запроса, гарантий адвокатской тайны и охраняемых законом личных данных, а также процедур привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.

а) Право адвокатского запроса,

б) Гарантии адвокатской тайны и охраны личных тайн

в) О наделении федеральных органов юстиции полномочиями
в связи с процедурами лишения адвокатского статуса и привлечения
адвокатов к дисциплинарной ответственности

Нельзя оставить без анализа значительные новеллы законопроекта, касающиеся кардинальных перемен в процедурах привлечения адвокатов к ответственности (ст. 17.1).

Предложено наделить МЮ и его территориальные органы полномочиями:

а) вносить представление о прекращении статуса адвоката в Федеральную палату адвокатов или адвокатскую палату, членом которой он является;

б) обращаться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката, если представление об этом не рассмотрено в течение трёхмесячного срока президентом ФПА или советом адвокатской палаты;

‎в) вносить представление о возбуждении дисциплинарного производства в ФПА или совет адвокатской палаты для применения к адвокату – по решению квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты – мер дисциплинарной ответственности;

г) обжаловать в судебном порядке как прекращение дисциплинарного производства в отношении адвоката, так и решение об отказе в применении к нему мер дисциплинарной ответственности.

Представления органов юстиции подлежат обязательному рассмотрению по существу, а в возбуждении дисциплинарного производства‎ не может быть отказано.

Таким образом, функции органов юстиции моделируются по образу обвинительной власти, которой нельзя отказать иначе, как в судебном порядке.

Законопроект считает достаточной базой для «обвинения», если органы юстиции «располагают сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями» к прекращению статуса адвоката или к наказанию его в дисциплинарном порядке. Но у них нет ни функций по контролю за профессиональной деятельностью адвокатов, ни инструментов проверки «обстоятельств», являющихся основаниями для санкций. При таких условиях преследование адвоката по инициативе органов юстиции не может иметь объективных оснований. Всё больше курируя работу адвокатов по назначению, они могут использовать какую-то информацию, полученную от органов расследования и суда, где практикуются претензии в связи с активной адвокатской позицией по делам, а также исходить из субъективных оценок.

Правомочие настаивать на преследовании адвоката через судебное обжалование приводило бы к искажению и в судебной компетенции – из-за неопределённой подсудности таких жалоб, невозможности оценивать в суде адвокатскую практику и соблюдение этических норм. Такие процедуры не выдерживают критики с точки зрения стандартов справедливого правосудия. Преследование адвоката в суде в обход защитных фильтров, работающих в адвокатском сообществе, является недопустимым вмешательством со стороны государства и грозит разрушением независимой негосударственной адвокатуры.

‎Согласно‎ Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О свободе осуществления профессии адвоката» среди общих принципов свободы осуществления профессии адвоката подчёркивается, что

  • необходимо принимать все меры в целях соблюдения, защиты и продвижения свободы осуществления профессии адвоката при отсутствии дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны государственных органов или общественности, в частности, в свете соответствующих положений Европейской конвенции о правах человека,
  • профессиональные объединения адвокатов должны быть саморегулируемыми органами, независимыми от государственных органов и от общественности,
  • требуется с уважением относиться к роли коллегий адвокатов или других профессиональных объединений адвокатов в защите своих членов и отстаивании их независимости в отношении каких-либо неправомерных ограничений или нарушений, и
  • дисциплинарное производство должно проводиться при условии полного соблюдения принципов и норм Европейской конвенции о правах человека, включая право заинтересованного адвоката участвовать в таком производстве и ходатайствовать о судебном пересмотре принятого решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.