
- Гражданам России
- Иностранцам и апатридам
- МГП
- Международные инструменты защиты прав человека
- новости миграции
Международное гуманитарное право / МГП и незримый мир
«Тайные общества», «традиционные охотники», «амулеты» и «магическое оружие» — эти понятия регулярно встречаются в анализе ряда вооруженных конфликтов, происходящих в регионе к югу от Сахары. Но, несмотря на то что религиозные верования определяют поведение вооруженных групп и используются в некоторых вооруженных группах в качестве обычной практики, их роль в ведении войны во многом недооценивается.
Это отнюдь не редкое и не случайное явление — незримый мир влияет на действия вооруженных групп и формирует динамику ведения войны. Религиозные верования могут влиять и на соблюдение международного гуманитарного права и международного права прав человека.
Кроме того, такие верования могут нести разнообразные стратегические функции, в том числе обеспечивать легитимность группы, мобилизацию сторонников, контроль, сплочение, дисциплину, мотивацию и защиту. Дальнейшее углубление в этот вопрос и осознание влияния таких верований на внутреннюю динамику вооруженных групп и на их внешние связи, в том числе отношения с государством, другими вооруженными группами и общинами, совершенно необходимы для понимания вооруженных конфликтов и их последствий.
Для целей настоящей статьи термин «религиозные верования» обо-значает разного рода убеждения и практики, связанные с потусторонним миром и сверхъестественными силами, при этом конкретные проявления таких практик различаются в зависимости от общины, которой присущи определенные выражения, описывающие различные аспекты и проявления религиозных верований. Словосочетание «религиозные верования» ассо-циируется с экзотикой, вымыслом, абсурдом, но это отнюдь не безобид-ные явления. Упрощение таких верований и практик, представление их в отрыве от контекста и пренебрежение нюансами и тонкостями влечет за собой риск того, что они будут исключены «из серьезного рассмотрения при анализе “рациональных” аспектов, таких как военная стратегия».
Религиозные верования способствуют мобилизации и выработке правил ведения войны, а духовные лидеры могут играть ключевую роль в обеспечении соблюдения МГП. Так, области взаимодействия МГП с исламом6 или буддизмом7 до некоторой степени проанализированы. Однако сопряжение МГП с другими религиозными верованиями исследовано гораздо хуже.
Вера в незримые силы укоренена в социокультурной среде, в которой появляются вооруженные группы. Эти верования не создаются с чистого листа в ходе войны, но являются неотъемлемой частью жизни общин и в мирное время. Незримый мир присутствует в жизни обитателей региона, расположенного к югу от Сахары, в том числе в отношениях между общинами, политике, экономике, медицине, праве и спорте. Во время войны значение этих верований сохраняется.
Сказываются верования и на условиях жизни перемещенных лиц; например, в 2007 году Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) сообщило, что обвинения в колдовстве привели к случаям насилия в лагере беженцев в Чаде, в том числе к нападениям и поджогам34. Кроме того, взаимные обвинения в колдовстве со стороны беженцев и перемещенных лиц и принимающего сообщества могут нарушить процесс интеграции или реинтеграции, а также поставить под угрозу возвращение беженцев и лиц, перемещенных внутри страны. Например, сообщается о том, что в Южном Судане беженцев, возвращавшихся из Уганды, не приняли, поскольку за время изгнания они якобы научились колдовству. Вера в сверхъестественные силы может также поставить под угрозу меры обеспечения безопасности.