Главная » Библиотека » Гражданам России » Конституционный суд: условия признания гражданина бывшего СССР

Конституционный суд: условия признания гражданина бывшего СССР

29 апреля 2025 года Конституционный Суд РФ уточнил условия признания гражданина бывшего СССР, имеющего иностранное гражданство, российским гражданином. Дело о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», части 2 статьи 64 и части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено по жалобе гражданина А.С. Карпунина.

 

История вопроса

Уроженец Новосибирска Александр Карпунин с августа 1991 года проживал в Германии, куда переехал с родителями в возрасте 16 лет. Он был поставлен на учет в консульстве в Гамбурге как гражданин СССР, а в 1994 году приобрел гражданство Германии. В этой стране ему был выдан загранпаспорт РФ (в 2005 и в 2012 году), а в 2018 году в Новосибирске – внутренний российский паспорт. По достижении 45 лет А. Карпунин обратился для замены паспорта гражданина РФ в орган МВД города Барнаул, где на тот момент проживал и был зарегистрирован. Однако получил отказ. В ходе проверки был установлен факт отсутствия у заявителя гражданства РФ, так как на день вступления в силу – 6 февраля 1992 года – Закона РФ «О гражданстве» (1991 года) в России он не проживал. Отсутствие российского гражданства также было обосновано наличием у него гражданства ФРГ.
А. Карпунин обжаловал это решение в суд, который признал заключение МВД незаконным. По итогам повторной проверки орган МВД подтвердил свой прежний вывод. Однако с ним вновь не согласились суды первой и апелляционной инстанции, а кассационная инстанция и Верховный Суд РФ позицию МВД поддержали. Тогда А. Карпунин обратился в Конституционный Суд РФ, полагая, что оспариваемые нормы позволяют не принимать во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, и не содержат конкретных условий для признания устойчивой правовой связи лица с РФ.

 

Позиция Суда

Гражданство является устойчивой правовой связью лица с государством, выраженной в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эта устойчивость означает бессрочное правовое состояние лица, не зависящее от его отношений с государством и иными субъектами, обязательного нахождения на территории государства. Конституционные гарантии устойчивости конкретизируются в законодательстве о гражданстве.
Согласно действующему регулированию уполномоченные органы проводят проверки наличия или отсутствия у лиц российского гражданства, в том числе по собственной инициативе. Однако последствия таких проверок не должны игнорировать требования устойчивости гражданства. Данные проверки в отношении лица, родившегося в РСФСР, являвшегося гражданином СССР, выехавшего за его пределы до 6 февраля 1992 года, поставленного на консульский учет и (или) документированного российским паспортом, должны принимать во внимание политико-правовую обстановку того времени, в том числе отсутствие надлежащего документооборота в сфере отношений гражданства. В силу этого, само по себе отсутствие сведений о признании лица гражданином РФ в государственных базах данных не может вести к выводу о неприобретении лицом гражданства.
При таких обстоятельствах критерием достоверности приобретения указанным лицом гражданства может являться длительность срока признания его российским гражданином, в том числе после приобретения им иностранного гражданства, если им не совершалось противоправных деяний против суверенитета и национальной безопасности России. Поэтому даже приобретение таким лицом иностранного гражданства до постановки его на консульский учет (документирования его российским паспортом) не является достаточным основанием для вывода о неприобретении им российского гражданства тогда, когда он не менее 10 лет со дня постановки его на консульский учет (документирования его российским паспортом) признавался гражданином РФ. Однако отсутствие у него гражданства может определяться другими законными основаниями. Иное противоречило бы позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой цели рационализации деятельности органов власти не должны создавать затруднения при реализации прав граждан.
Согласно выявленному в настоящем Постановлении КС РФ смыслу, оспариваемые нормы ФЗ «О гражданстве» не противоречат Конституции.
Производство по обжалуемым нормам КАС РФ прекращено.
Дело заявителя подлежит пересмотру.

http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3939

KS RF постановление 832574 Карпунин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.