Главная » Библиотека » Гражданам России » Исповедующий истину дух сильнее власти обстоятельств

Исповедующий истину дух сильнее власти обстоятельств

«Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни,
зло — есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

 

149 лет назад родился Альберт Швейцер (1875-1965), немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Из его автобиографии 1931 года: «На вопрос о том, пессимист я или оптимист, я отвечаю, что мое познание пессимистично, а мои воля и надежда оптимистичны. Я пессимистичен, глубоко переживая бессмысленность — по нашим понятиям — всего происходящего в мире. Лишь в редчайшие мгновения я поистине радуюсь своему бытию. Я не могу не сопереживать всему тому страданию, которое вижу вокруг себя, бедствиям не только людей, но и всех вообще живых созданий. Я никогда не пытался избежать этого co-страдания. Мне всегда казалось само собой разумеющимся, что мы все вместе должны нести груз испытаний, предназначенных миру.

Уже в гимназические годы мне было ясно, что меня не могут удовлетворить никакие объяснения зла в мире, что все они строятся на софизмах и, по существу, не имеют иной цели, кроме той, чтобы люди не так живо сопереживали страданиям вокруг себя. Я никогда не мог понять, почему такой мыслитель, как Лейбниц, предложил столь жалкое объяснение, признав, что хотя этот мир и нехорош, но все же он — лучший из возможных миров.

Как ни занимала меня проблема страдания в мире, я, однако, не потерялся в догадках над ней, а твердо держался той мысли, что каждому из нас позволено кое-что уменьшить в этом страдании. Так постепенно я пришел к выводу, что единственное доступное нашему пониманию в этой проблеме, заключается в следующем: мы должны идти своей дорогой, не отступаясь от стремлений принести искупление этим страданиям.

Я пессимист также и в оценке современного состояния человечества. Я не могу позволить убедить себя в том, что оно не так плохо, как кажется, но ясно осознаю, что мы находимся на пути, который приведет нас, если мы и дальше будем следовать по нему, к какой-нибудь новой разновидности средневековья. Я отчетливо представляю себе всю глубину духовного и материального оскудения, к которому пришло человечество, отказавшись от мысли о грядущем разумном идеале.

И все же я остаюсь оптимистом. Я не утратил неистребимой детской веры в истину. Я по-прежнему уверен, что исповедующий истину дух сильнее власти обстоятельств.

Я считаю, что у человечества нет иной судьбы, кроме той, которую оно сознательно готовит себе. Поэтому я не верю в то, что ему предопределено до конца пройти путь падения.

Если найдутся люди, способные восстать против духа безмыслия, личности, достаточно чистые и глубокие для того, чтобы утвердить идеалы этического прогресса как действенную силу, — тогда-то и начнется работа духа, формирующая новое сознание человечества. И моя вера в силу истины и духа — это вера в будущее человечества. Этическое миро- и жизнеутверждение неизменно несет в себе оптимистическую волю и надежду. Поэтому оно бесстрашно взирает на мрачную действительность во всей ее реальной неприглядности».

Швейцер развил систему этических принципов, которую назвал «Почтение к жизни» («Ehrfurcht vor dem Leben»). Свои взгляды он изложил в книгах:
«Философия культуры I: Упадок и возрождение цивилизации» («Kulturphilosophie I: Verfall und Wiederaufbau der Kultur»)
и «Философия культуры II: Культура и этика» («Kulturphilosophie II: Kultur und Ethik»), опубликованных в 1923 году.
В книге «Культура и этика» (том II «Философии культуры») Альберт Швейцер пишет:
«Пропаганда заняла место правды»;
«историю превратили в культ лжи»;
«сочетание учёности с предвзятостью стало обычным»;
«свобода мышлений изъята из употребления, ибо миллионы отказываются мыслить»;
«мы даже не осознаем своей духовной нищеты»;
«с отказом от индивидуальности мы вступили в новое средневековье»;
«духовная жизнь даже выдающихся культурных народов приняла угрожающе монотонное течение по сравнению с минувшими временами».
Альберт Швейцер формулирует основной закон развития культуры: «Когда коллективы воздействуют на индивида сильнее, чем индивид на них, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина — духовные и нравственные задатки человека».
Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны.

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.