Главная » Библиотека » Гражданам России » Греберовские чтения

Греберовские чтения

Антрополога Дэвида Гребера не стало в начале осени 2020 года – в те же дни, когда рождался Свободный университет.
Дэвид, как и мы, очень любил свободу и не любил бюрократию. Благодаря книгам “Долг”, “Утопия правил”, “Бредовая работа”, “Фрагменты анархистской антропологии” Гребер стал весьма популярен в России.
В рамках публичной программы, которую Свободный университет организовал совместно с Сахаровским центром, прошли Греберовские чтения.
Мероприятие прошло онлайн.
На чтениях:
• узнать о ещё не вышедшей книге Дэвида Гребера и Дэвида Венгроу. Например, в ней утверждается, что в масштабах истории человечества западные общества – это не первые в мире изобретатели революций и демократии, а наоборот, острова загадочной несменяемости политического и экономического строя,
• послушать рассказы друг друга о бредовой и небредовой работе (или покритиковать эту концепцию),
• поспорить о том, зачем нужны публичные интеллектуалы,
• поговорить о жизни без государства,
• обсудить претензии антропологии к экономической науке,
• спросить о Дэвиде Гребере у людей, знавших его как учителя и друга.
Важнейшая черта исследований Гребера – уверенность, что время больших вопросов не закончилось, что мы можем и должны задумываться об основаниях социальных взаимодействий и ставить их под сомнение. Он умел смотреть на привычные нам социальные структуры как на что-то случайное, ненужное и даже идиотское. В этом мы постараемся следовать Греберу.
РАСПИСАНИЕ
11:30 – 13:45 Антропология и экономическая наука — как построить несуществующий диалог и о чем?
Выступления участников open-call.
При участии Ивана Болдырева, философа и историка экономики, профессора университета Неймегена
Дэвид Гребер показал, что можно писать антропологические книги-блокбастеры на самые экономические темы: деньги, долг, труд. Его работы – это еще и беспрецедентно популярная глава гораздо более длинной истории, истории критики в адрес мейнстримной экономической науки со стороны остальных социальных и гуманитарных дисциплин. Но зачем существует эта критика? Почему критика и ее объект продолжают жить словно в параллельных реальностях? Насколько верны представления дисциплин друг о друге? Предполагают ли экономика и антропология совершенно разные эффекты своей деятельности, но по умолчанию, не разъясняя этого? Как мы можем освободиться от охраны дисциплинарных идентичностей и вернуться к предмету, вроде бы объединяющему многих: благосостоянию, справедливости и осмысленности экономической системы? Какие ресурсы для этого содержит антропология с ее интересом ко всем человеческим обществам, включая некапиталистические?
Модератор: Сергей Стеблёв, экономист и независимый исследователь
14:00 – 15:45 Контрвласть: жизнь без государства.
И в современных обществах, и в истории Дэвид Гребер как антрополог-анархист исследовал формы существования социального, не связанные с государством. За привычными нам социальными отношениями он слишком хорошо видел скрытое насилие и был уверен, что люди могут обходиться без него — жить без государства. Многие жители экс-СССР конца XX — начала XXI веков тоже живут без государства. Гребер прав?
В дискуссии участвуют:
• Симон Кордонский, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ,
Дмитрий Рогозин, руководитель Лаборатории методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС,
• Николай Ссорин-Чайков, доцент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ СПб, главный редактор журнала Social Antropology,
• Илья Утехин, профессор факультета антропологии Европейского университета СПб.
Модератор: Борис Грозовский, обозреватель, автор Телеграм-канала EventsAndTexts

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.