- Важное
- Гражданам России
- Иностранцам и апатридам
- свобода передвижения
- творчество
- цели устойчивого развития / ЦУР/SDG
- чемодан мигрантских историй
Города-призраки Подмосковья
Каталонский концептуальный фотограф Жоан Фонткуберта, известный во всем мире проектами, документирующими вымышленные космические полеты, гербарий экзотических псевдорастений (с описаниями на псевдолатыни) считал способность сомневаться инструментом человеческого интеллекта.
«Современное искусство исследует идею фальсификации как интеллектуальную стратегию, — писал он, — ведь сами понятия как „правды“, так и „подделки“ утратили всякий смысл. Всё сегодня — одновременно — и правда, и ложь».
Фотокнигу «Осеев: история города-призрака» Владимира Селезнева можно рассматривать как иллюстрацию тезиса ироничного барселонца, предлагающую поразмышлять о феномене массовой застройки на примере пригорода мегаполиса, которым могла бы быть Москва. Жители «основанного на реальных событиях» города-призрака не только поделились в проекте своими кейсами, но и предоставили богатый документальный материал печальных квартир высоток, возведенных для (реальной/воображаемой?) жизни.
На более 100 страницах фотокниги в обложке, напоминающей картон коробок для вещей, готовых к переезду, — подробная хронология мыльного пузыря из бетона и кирпича, готовая, при достаточно внимательном чтении, лопнуть. А может быть как раз нет.
Истории, описанные в книге и вымышлены и нет. С одной стороны, они не принадлежат указанным в книге персонажам, так как их в реальности не существует, с другой — в основе каждой лежат реальные события, то есть каждый рассказ отсылает к одному или нескольким конкретным случаям. А в истории Елены С. (последней в книге) отражён личный опыт Владимира Селезнёва. При этом названия районов, где проживают или проживали выдуманные герои, реальны, и все действия разворачивались именно там.
Автору книги нравится идея того, что книга застывает где-то в промежутке между фактом и вымыслом. И ощущение близости к одному или к другому полюсу у разных зрителей может меняться по мере изучения книги. Визуальные и текстовые материалы таким образом переходят из разряда документов в разряд образов, становятся своего рода архетипами локаций, рекламных продуктов, статей о проблемах новых районов, и т. д. То есть один синтезированный мной элемент, состоящий из фото, журнала, зина-листовки, вбирает в себя множество реально существовавших под-элементов.
Автору книги важны типажи:
типы мышления,
типы городских (урбанистических) проблем,
типы отношения к окружающей территории,
типы страха перед её реалиями,
типы коллективных взаимодействий.