Главная » Библиотека » Гражданам России » Германский философ Хабермас

Германский философ Хабермас

Юрген Хабермас, один из самых значительных философов современности, родился в Дюссельдорфе в 1929 г.

В конце 40 — начале 50-х годов он учился в Гёттингене, Цюрихе и Бонне, причем специально изучал не только философию, но и психологию, историю, немецкую литературу, экономические науки. Кандидатская диссертация была написана и защищена Хабермасом в Боннском университете, у известного философа Эриха Ротхакера. Опубликованная на ее основе книга называлась «Абсолютное в истории. О двойственности мысли Шеллинга» (1954).

Вскоре Хабермас начал работать во Франкфурте, в Институте социальных исследований, в качестве ассистента Теодора Адорно. Важно принять в расчет особенности исторического периода, в который происходило формирование Хабермаса как оригинального мыслителя. Он принадлежит к тем представителям молодого поколения послевоенной Германии, которые болезненно переживали позор фашизма, требовали от своей нации признания и осознания вины, покаяния, самоанализа. Они вошли в философскую мысль, движимые очистительными идейно-нравственными импульсами. Их ненависть к любым формам тоталитаризма, антидемократизма, националистического шовинизма, человеконенавистничества, их постоянная готовность к критике каких бы то ни было нарушений прав человека и процедур демократического действия сыграли немалую роль в возрождении лежавшей в руинах Германии и ее освобождении от наследия гитлеризма.

Лидеры Института социальных исследований, на себе испытавшие последствия беспрецедентных социальных и политический потрясений, считали необходимым дистанцироваться от политики. С этим не соглашались молодые франкфуртцы, в частности и в особенности Юрген Хабермас. Он полагал, что философия не только может, но должна участвовать в политических дискуссиях, именно философски осмысливая политические процессы. Но дело было не только в отношении к политике. Хабермас вступил на путь, который все более уводил его от того понимания философии модерна, философии Просвещения, которое предложили основатели франкфуртской школы. Адорно скорее помогал Хабермасу двигаться по собственному пути. Но Хоркхаймеру устремления молодого философа казались слишком политизированными.

В результате докторскую диссертацию — а ею стала программная работа «Структурные изменения общественности» — Хабермасу пришлось защищать не во Франкфурте, а в Марбурге, куда его для этой цели пригласил влиятельный тогда социальный философ В.Абендрот. В 1961 г. диссертация была защищена. С тех пор книга Хабермаса «Структурные изменения общественности» посвященная Абендроту, выдержала около 20 изданий и была переведена на многие языки мира. (в предисловии к вышедшему в 1990 г. 17-му изданию Хабермас подробно высказался о том, какие идеи этой книги близки ему и сегодня, а какие оказались между тем пересмотренными). После защиты докторской диссертации Хабермас стал экстраординарным профессором в Гейдельбергском университете, причем его приглашению способствовали К.Левит и Г.Г.Гадамер.

Критическое осмысление экзистенциализма и герменевтики тоже было важным источником становления и изменения учения Хабермаса. В 1964 г. он возвратился во Франкфурт, заняв кафедру, которую прежде возглавлял Хоркхаймер. С 1971 по 1980 г. Хабермас был одним из директоров Института исследования жизненных условий научно-технического мира (институт был расположен в Штарнберге, близ Мюнхена, и принадлежал к системе институтов им. Макса Планка), а позднее, с 1980 по 1982 г., работал в Институте социальных наук им. Макса Планка. Преподавания во Франкфурте он не прерывал. С 1983 по 1994 г. Хабермас был профессором Университета во Франкфурте-на-Майне. Он постоянно читал курсы лекций, выступал с докладами в США, странах Европы и Азии. В 1989 г. Хабермас впервые прочитал серию докладов в Москве, в Институте философии Российской академии наук.

Произведения Хабермаса весьма многочисленны. Основные сочинения «Структурные изменения общественности» (1962); «Теория и практика» (1963); «Техника и наука как идеология» (1968); «Познаoние и интерес» (1968); «Труд, познание, прогресс». Статьи 1954-1979гг. (1973); «Культура и критика» (1973); «К вопросу о логике социальных наук» (1977); «Политика, искусство, религия» (1978);

«Теория коммуникативного действия» 2 тома (1981); Небольшие политические сочинения, т. 1-4 (1981); «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1983); «Новая необозримость. Небольшие политические сочинения, т.5 (1985); «Постметафизическое мышление» (1988); «Запоздавшая революция» (1990); «Прошлое в качестве будущего» (1990); «Разъяснения к этике дискурса» (1991); Тексты и контексты» (1991); «Фактичность и значимость» (1992); «Включение Другого. Очерки политической теории» (1997).

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.