Главная » Библиотека » Гражданам России » Федеральный судья Калинина встала на защиту прав калужанки-инвалида

Федеральный судья Калинина встала на защиту прав калужанки-инвалида

М. Виктория, 1982 года рождения — инвалид-колясочник, у которой не действуют ни руки, ни ноги. За ней по очереди ухаживают её муж и сын.

Виктория и члены её семьи постоянно проживают в городе Калуге по договору социального найма в помещении заведомо непригодном для жилья из-за постоянной сырости и неустранимой плесени; в начале этого года в комнате у них от старости дома (1950 года постройки, без капитального ремонта) и плохой эксплуатации сгнили лаги и провалилась часть пола в жилой комнате площадью 17, 2 кв. м.

С 2004 года М. стоят в городской очереди на получение жилья как малообеспеченная семья. В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ жильё предоставляется малоимущим бесплатно.
Никакого другого пригодного для постоянного проживания жилого помещения у М. нет.
При этом, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предоставляются вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК).
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено», — это правовая позиция ВС РФ.
В июле 2019 года М. были поставлены в очередь внеочередников.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4-й квартал 2008 года по гражданским делам – по делам, возникшим из жилищных правоотношений, в пункте 5 написано: «Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем». Однако, до сего времени жилого помещения семье М. Городская Управа не предоставила.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. Конвенция после ратификации её Российской Федерацией 25 сентября 2012 года в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Её применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

Таким законом является № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», в который в 2014 году внесены дополнения и изменения, корреспондирующиеся со ст. 7 КРФ:

ст. 15:
… органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) … обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски …):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

ст. 17:
Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В статье 6 Конвенции о правах инвалидов особенное внимание уделяется женщинам-инвалидам:

1. государства-участники признают, что женщины-инвалиды … подвергаются множественной дискриминации, и в этой связи принимают меры для обеспечения полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных свобод.

2. государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения всестороннего развития, улучшения положения и расширения прав и возможностей женщин, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов сред обитания: и жилого помещения и городской среды.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумных приспособлений. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Для примера: для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть:

  • пороги,
  • ступени,
  • неровное, скользкое покрытие,
  • неправильно установленные пандусы,
  • отсутствие поручней,
  • высокое расположение информации,
  • отсутствие места для разворота на кресло-коляске,
  • узкие дверные проемы и коридоры,
  • отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости),
  • и др. физические и информационные барьеры.

а для лиц, не действующих руками – препятствиями при выполнении действий руками могут быть:
— открывание дверей,
— снятие одежды и обуви и т.д.,
— пользование краном,
— клавишами,
— и др.

Таким образом, дискриминация инвалида происходит в тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность жилого помещения и одновременно доступность городской среды, услуг и архитектурных объектов.

Поэтому М. попросили удовлетворить их иск, с учётом уточнённый требований: дифиниций: «Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств» (ст. 17 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») и «разумные приспособления» (ст. 2 Конвенции ООН о правах инвалидов).

В противном случае при исполнении судебного решения может возникнуть угроза не столько множественной дискриминации по признаку инвалидности (ст. 14 ЕКПЧ), но и нарушение прав инвалида по ст. 3 ЕКПЧ в части жестокого (бесчеловечного) и унижающего человеческое достоинство обращения.

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.