YII доклад Европейской комиссии по эффективности правосудия
Европейская комиссия по эффективности правосудия (ЕКЭП/CEPEJ), функционирующая в рамках Совета Европы, с помощью своего доклада и общедоступной интерактивной базы данных представляет основные тенденции, наблюдаемые в данной сфере в 45 европейских странах (*).
В оценочный доклад, являющийся седьмым с момента учреждения ЕКЭП в 2002 году, включены тенденции в следующих областях:
- бюджет судебной системы;
- судьи и прокуроры;
- гендерное равенство внутри судебной системы;
- организация судов;
- эффективность судебной системы.
(*) Из 47 государств-членов Совета Европы только Лихтенштейн и Сан-Марино не смогли дать информацию. Израиль и Морокко принимали участие в качестве наблюдателей в ЕКЭП.
Армения:
является страной с наименьшим числом профессиональных судей на 100 тысяч жителей (а именно 7,7). В то же время, в докладе отмечается, что судьи в Армении получают высокую зарплату, по сравнению со средними зарплатами в стране. В начале карьеры судьи получают зарплату в более чем четыре раза выше, чем средняя зарплата по стране, а в конце карьеры даже в восемь раз выше. Средний показатель по Европе — в конце карьеры судья получает зарплату в 4,5 раз выше, чем средняя зарплата по стране.
Согласно докладу, в Армении на 100 тысяч населения приходится 61,9 юристов, что более, чем в два раза ниже средних показателей по Европе.
Что касается гендерного равенства, то в Армении лишь 9% прокуроров и 41% юристов женщины.
Азербайджан:
в Азербайджане самый низкий государственный бюджет на судебную систему.
Судей в России чуть меньше, чем в странах-членах СЕ – 18 на 100 000 населения и 21 на 100 000 соответственно. При этом в России 49,4 адвоката на каждые 100 000 человек, что в три раза меньше, чем в странах СЕ – там их 162. Больше всего адвокатов на Кипре – 425 на 100 000 населения, меньше всего в Азербайджане – девять на 100 000.
Меньшее число адвокатов в России, если сравнивать с Европой, связано с «периферийным положением» адвокатуры и отсутствием состязательности правосудия, полагает руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова. «У нас основную работу по расследованию уголовных дел ведет следствие. Адвокат де-факто более-менее может работать только на судебной стадии. Только перед судом адвокат получает доступ к материалам дела – на этапе расследования доступ защиты к ним по разным причинам затруднен», – объясняет она. «Слабая позиция» адвокатуры привела к тому, что в советские времена эту профессию выбирало небольшое количество юристов; сейчас же этот институт только развивается, считает Новикова.
Судебная система России обходится в €24,2 в год на каждого гражданина, следует из доклада. В среднем европейские страны тратят €64 на одного жителя. При этом с 2014 по 2016 год траты на правосудие в России возросли на 12% (в рублях), но из-за обвала национальной валюты бюджет сократился на 23,6%, если считать в евро. Максимальные расходы на правосудие в пересчете на душу населения зарегистрированы в Швейцарии (€214,8), а минимальные – в Азербайджане (€7,8).
Наибольшая часть расходов (30%) в странах Восточной Европы приходится на содержание прокуратуры. В странах Северной Европы авторы доклада обнаружили тенденцию к увеличению господдержки юридической помощи (на нее расходуется 30%).
Лишь 12% российского бюджета на правосудие покрывается пошлинами и сборами, следует из доклада. При этом в Германии, Ирландии, Исландии, а также на Мальте, в Турции и на Украине сборы компенсируют до 40% бюджетных трат на судебную систему.
Россия оказалась в тройке государств — членов Совета Европы, судебные инстанции которых отличаются скоростью рассмотрения дел, согласно выводам Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ).
Так, в российских судах второй инстанции дела рассматриваются в среднем за 31 день, на Украине — за 54 дня, в Армении — за 60 дней.
Кроме того, Европейская комиссия включила Россию в число 16 государств из 45, представивших необходимый пакет данных за период с 2014 по 2016 годы и показавших удовлетворительные результаты в плане продуктивности работы судов второй инстанции.
В результате Россия попала в группу наряду с Германией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Словенией, Венгрией, Данией, Литвой, Румынией, Украиной, Эстонией, Арменией, (Бывшей югославской республикой) Македонией.
Россия уверенно опережает другие страны СЕ по гендерному равноправию в судебной системе. Так, количество женщин среди профессиональных судей составляло за указанный период 60% (53% в среднем). На высоком уровне этот показатель находился и в отношении адвокатов (41% женщин при среднем значении 40%), нотариусов (84% и 54% соответственно) и судебных исполнителей (75% и 43%).