Главная » Библиотека » Иностранцам и апатридам » методички для мигрантов » Онлайн-конференция: «Влияние пандемии на миграционные процессы: преемственность и новизна».

Онлайн-конференция: «Влияние пандемии на миграционные процессы: преемственность и новизна».

Российский университет дружбы народов совместно с Институтом лингвоцивилизационных и миграционных процессов (ИЛМП) при фонде «Русский мир», при поддержке Института Европы РАН организовал 17 июня международную онлайн-конференцию на тему «Влияние пандемии на миграционные процессы: преемственность и новизна».

В ходе конференции обсуждались актуальные вопросы о новой посткоронавирусной реальности:

– Окажет ли пандемия и её последствия краткосрочное или долгосрочное влияние на миграционные потоки?

– Основные тренды в миграционном законодательстве России и других стран в сфере регулирования миграции и в практике его применения.

– Какие изменения происходят в отношении государств и обществ к миграционному фактору/свободе передвижения:

а) в лингвоцивилизационном измерении;

б) в области трудовых отношений.

– Как влияют обстоятельства пандемии на восприятие рисков и вызовов, связанных с миграцией/свободой передвижения, принимающими странами?

– Какие возможности для сотрудничества открываются перед странами исхода и приёма мигрантов?

В конференции приняли участие члены Совета экспертов ИЛМП, представители государственных органов власти, специалисты МГУ, МГИМО, других университетов, исследователи институтов Российской академии наук, иностранные учёные. Заместитель директора Института стран СНГ Александра Докучаева выступила на конференции с докладом «О чрезвычайной миграционной амнистии»:

«Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу обратить Ваше внимание на распоряжение МВД России «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», опубликованное 19 марта 2020 года. Указание действуют до особого распоряжения, его исполнение контролирует Первый заместитель министра МВД Александр Владимирович Горовой, за чьей подписью и вышел этот документ.
В целях урегулирования правового положения в период пандемии органам МВД дано указание продлять сроки:
пребывания тем, кто приехал из стран с безвизовым режимом;
действия виз тем, кто въехал по визе;
действия РВП — разрешений на временное пребывание, видов на жительство тем, кто проживает в России;
действия патентов и разрешений на работу для трудовых мигрантов.
Затем в указах Президента России №274 от 18.04.2020 года и №392 от 15.06.2020 были уточнены меры и установлены сроки применения этих особых мер: с 15 марта — по 15 июня, а сейчас продленных по 15 сентября. Указы дают возможность вплоть до 15 сентября не попасть в нарушители тем, кто легально находится на территории страны и до 15 марта не нарушил миграционных правил.
Эти указы получили широкую информационную поддержку и разъяснения в отличие от указаний МВД от 19 июня, о которых я сказала вначале. Хотя, на мой взгляд, данные указания МВД заслуживают не меньшего внимания, так как содержат важнейшие предложения, позволяющие обеспечить защиту здоровья общества и самих мигрантов путем вывода их из нелегального состояния в этот сложный и опасный период жизни страны.
МВД указало на необходимость не только продления разрешенных сроков пребывания и разрешительных документов, но и урегулирования положения тех, кто оказался нарушителем до объявления особого порядка в связи с пандемией. Таким нарушителям дана возможность легализовать пребывание в России без применения к ним наказания выдворением, депортацией или реадмиссией.
Если срок разрешенного временного пребывания мигранта истек еще до объявления особых мер, дано указание принимать решения о его продлении до 90 дней на основании мотивированного заявления, поданного в произвольной форме. Более того, при отсутствии у мигранта миграционной карты нужно выдавать ее дубликат, а человека ставить на миграционный учет (с последующей выдачей транзитной визы, если это необходимо).
При этом предусмотрена необходимость мер должного учета и контроля, а именно: «проставлять отметку в миграционной карте и осуществлять фотографирование и дактилоскопирование иностранных граждан указанных категорий, а также проводить проверки по автоматизированным учетам МВД России, в том числе на предмет нахождения в розыске».
В документе указано, что с мигрантами необходимо проводить разъяснительную работу, т.е. объяснять порядок урегулирования их правового положения, а не карать за нарушение.
Я назвала бы эти меры КОРОНАВИРУСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ АМНИСТИЕЙ, в результате которой, получив возможность легального пребывания в течение трех месяцев, человек сможет воспользоваться правом для получения какого-либо долгосрочного статуса в России, доступного в настоящее время, либо без штрафных санкций выехать из страны.
Таким образом, повторюсь, МВД установило возможности выхода из нелегального положения тысячам мигрантов, оказавшихся нарушителями сроков пребывания. Должное исполнение этих требований позволило бы выйти из тени огромной массе мигрантов и существенно снизить уровень нелегальной миграции. К сожалению, нам мало известно об этой стороне деятельности миграционных органов.
Для эффективной реализации названных амнистирующих мер необходима бОльшая информационная работа по их обнародованию и разъяснению не только среди мигрантов, но и для органов миграции, которые, как нам известно, не во всех регионах приняли к исполнению данные требования Министерства внутренних дел от 19 марта 2020 года.
Должна сказать, что миграционная амнистия периодически точечно проводилась в России в 2017-2019 годах в отношении трудовых мигрантов из Молдовы, Киргизии и Таджикистана по просьбам президентов этих стран. Правозащитники много лет говорят о необходимости проведения миграционной амнистии для «нелегалов поневоле», тех, кто имеет основания для проживания в России, но стал нарушителем из-за чрезмерной жесткости некоторых требований нашего миграционного законодательства, несколько смягченных только в последнее время. Меры по проведению миграционной амнистии для мигрантов с Украины, которые оказались нелегалами в России, были предложены в законопроекте, внесенном депутатом Госдумы К.Затулиным еще в июне 2018 года. Но законопроект не получил одобрения в Правительстве и до сих пор лежит без движения. Однако коронавирус заставил смягчить отношение ко всем мигрантам, и Правительство для уменьшения рисков распространения пандемии в неконтролируемой среде нелегальных мигрантов фактически предложило проведение миграционной амнистии.
Мне представляется, что меры чрезвычайной «коронавирусной миграционной амнистии» необходимо продлить на больший срок, чем 15 сентября с.г., чтобы с одной стороны, донести сведения об этих мерах до как можно большего числа мигрантов, а с другой — дать возможность миграционным органам, работающим в напряженном режиме из-за сложностей, связанных с пандемией, справиться с огромным потоком нуждающихся в легализации мигрантов.
Таким образом, чрезвычайная «коронавирусная миграционная амнистия» может стать положительным прецедентом массовой миграционной амнистии, показывающим ее целебные последствия для общественного организма. Это — один из положительных уроков пандемии. Не было бы счастья, да несчастье помогло…
Спасибо за внимание.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.