Главная » Библиотека » Иностранцам и апатридам » методички для мигрантов » Недопуск к процедуре поиска убежища

Недопуск к процедуре поиска убежища

 

Решение
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Москва
Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Рубцовой Н.В.,
при секретаре Слыжук С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-532/2019 по иску Хоссен … к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании бездействия незаконным, обязании принять и рассмотреть ходатайство о предоставлении статуса беженца в Российской Федерации

установил:

Хоссен … обратился в суд с административным иском к УВМ ГУ России по г. Москве о признании незаконным и необоснованным бездействие, выразившееся в непринятии ходатайства о признании беженцем на территории России, обязании принять ходатайство.
В обоснование заявленных требований указал, что 31 октябрят 2018 г. обратился с ходатайством о предоставлении статуса беженца. Однако, в принятии заявления отказали, так как не было переводчика английского языка. 21.01.2019 г. заявление также не приняли, его срок рассмотрения продлили. До настоящего времени заявление не рассмотрено.
Административный истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал (через переводчика).
Представитель административного ответчика Бестаев А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее — Федеральный закон) беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
При этом лицо, ходатайствующее о признании беженцем на территории Российской Федерации, должно привести убедительные доводы (доказательства), почему оно лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным выше признакам.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее — Положение) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее — сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5 Положения).
В положении о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192, предусмотрено, что ГУВМ МВД России является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, без прав самостоятельного юридического лица, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.
Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о временном убежище, установлены Административным регламентом, утв. Приказом МВД России от 07.11.2017 N 838) (далее — Административный регламент).
Согласно указанному Административному регламенту лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через законного представителя подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.
Как установлено в судебном заседании и следует из объяснении административного истца в иске 31.10.2018 г. административный истец обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о признании беженцем. Однако, заявление от него принято не было ввиду отсутствия переводчика.
Также заявление не было принято 22.01.2019 г., заявление продлено.
По настоящее время заявление не принято и не рассмотрено.
В соответствии с пунктами 22,24, 28 Административного регламента для предоставления государственной услуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, подается ходатайство о признании беженцем (приложение N 3 к Административному регламенту).
При подаче ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища иностранным гражданином или лицом без гражданства представляются в территориальный орган ФМС России:
иностранным гражданином — паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
лицом без гражданства — документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
28. При подаче ходатайства о признании беженцем заполняются анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение N 4 к Административному регламенту), и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение N 5 к Административному регламенту).
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (пункт 34 Административного регламента).
Пунктом 354 предусмотрено, что в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О беженцах» отказывается, если: в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации; заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась; заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженца и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации; заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем; заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) не в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение; заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах»; заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации; заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации; заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:
заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах»;
в отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
за заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;
заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.
Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в территориальный орган ФМС России с письменным заявлением о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.
После передачи ходатайства о признании беженцем на рассмотрение уполномоченному сотруднику территориального органа ФМС России данным сотрудником проводится опрос заявителя с заполнением анкеты (пункт 74).
После опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем, и ответы на них фиксируются в опросном листе (пункт 75).
Пунктом 95 предусмотрено, что рассмотрение ходатайства по существу предусматривает:
проведение дополнительных индивидуальных собеседований с заявителем с оформлением опросных листов;
всестороннее изучение причин и обстоятельств, сообщенных заявителем в обоснование своего ходатайства о признании беженцем, в том числе информации, содержащейся в материалах предварительного рассмотрения ходатайства, и сведений, представленных заявителем во время дополнительных индивидуальных собеседований;
проверку достоверности сведений, сообщенных заявителем и прибывшими с ним членами семьи;
установление наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О беженцах»;
получение и использование информации о положении в стране гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) заявителя.
Административным ответчиком не представлено доказательств принятия от истца ходатайства.
В Федеральном законе «О беженцах» не имеется положений, при которых государственный орган полномочен не рассматривать ходатайство о признании беженцем ввиду принятия решения по ходатайству о предоставлении временного убежища.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие УВМ ГУ МВД России по г. Москве, выразившееся в непринятии у Хоссен … ходатайства о предоставлении статуса беженца в Российской Федерации.
Обязать УВМ ГУ МВД России по г. Москве принять и рассмотреть ходатайство Хоссен … о предоставлении статуса беженца в Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.В.Рубцова

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.