Главная » Библиотека » Иностранцам и апатридам » методички для мигрантов » Германия после миграционного кризиса

Германия после миграционного кризиса

Автор утверждает, что за решением правительства Германии принять беспрецедентное число вынужденных мигрантов стояли не только гуманитарные, но и прагматические мотивации. Немецкое руководство исходило из того, что экономический эффект от притока вынужденных мигрантов, большинство из которых составляет молодежь, в конечном итоге превысит издержки. В политических элитах и гражданском обществе сохраняется консенсус по вопросу зависимости будущего процветания страны от успешной интеграции новоприбывшего населения. Этот консенсус, однако, находится под угрозой по причине усиления влияния крайне правых.
.
В начале сентября 2015 г. произошло событие, которое многие расценили как “политическое землетрясение”. Германия объявила о готовности открыть свои границы для беженцев. Речь шла о внушительных массах людей, ожидавших своей участи у порога Евросоюза (или внутри него, учитывая тех, кто оказались на тот момент заблокированными в Венгрии).
В итоге за несколько месяцев в страну прибыло около 900 тыс. человек, к которым прибавилось еще около четверти миллиона, въехавших в Федеративную республику в 2016 г. Некоторые из комментаторов предсказывали: последствия случившегося “землетрясения” станут столь разрушительными, что Германия никогда от них не оправится.
.
Отечественные СМИ представляли немецкую ситуацию в столь однозначно-алармистском ключе, что у рядовых российских граждан едва ли были основания поверить в реалистичность фразы, произнесенной Ангелой Меркель в разгар упомянутых событий: «Wir schaffen das» (“Мы справимся”). Эти слова воспринимались россиянами в лучшем случае как некое благодушие.
.
Решение, принятое кабинетом Меркель, имело двойственную мотивацию:
.
с одной стороны, на повестке дня в течение всего предшествовавшего полугодия остро стоял вопрос о базовых принципах европейской политической культуры. Одним из таких принципов является гуманизм. Значительная часть политического класса современной Федеративной республики искренне привержена этим принципам. Поэтому любого рода силовые меры по сдерживанию десятков тысяч людей на границах Евросоюза рассматривались как неприемлемые
В этом контексте заявление канцлера Меркель о том, что Германия
примет у себя беженцев, которых отказываются принять ее соседи и партнеры по Европейскому союзу, вызвало в немецком обществе понимание (не говоря уже о положительном международном резонансе). Готовность граждан Германии к проявлению
Willkommenskultur (“культуры гостеприимства”) была весьма значительной. В течение всей осени 2015 г. промигрантские настроения
превалировали над антимигрантскими;
.
с другой стороны, за принятым решением стояли вполне прагматичные соображения. Дело заключается в крайне неблагоприятной демографической ситуации, средством исправления которой
служит иммиграционный приток, в особенности приток преимущественно молодого населения (74% прибывших составляли люди моложе 30 лет).
И хотя в данном случае речь идет о вынужденной миграции, с экономико-демографической точки зрения она представляет собой скорее ресурс, чем проблему. Не случайно активисты из французского Национального фронта упрекали немецкие власти в том, что те, под аккомпанемент гуманистической риторики, цинично используют миграционный кризис в инструментальных целях: для мощной экономики Германии приток нескольких сот тысяч потенциальных работников есть ни что иное как инструмент будущего роста.
.
Реальные действия в сфере миграционного регулирования, предпринятые германским правительством в 2015–2016 гг., позволяют говорить и о серьезности намерений в плане соблюдения гуманитарных обязательств, и о трезвом расчете
с упором на интересы экономического развития.
.
Кабинет Ангелы Меркель в срочном порядке пересмотрел законодательство, регулирующее рынок труда. Если прежде лицам, ищущим  убежища, закон, по сути, запрещал осуществлять
трудовую деятельность, то теперь, напротив, сделано все, чтобы человек, получивший статус, мог работать. В то же время правительство сократило срок рассмотрения ходатайств об убежище (упростив процедуры их рассмотрения) и облегчило процедуру высылки из страны тех, кому было отказано в статусе. Кроме того, приняты меры по поощрению добровольного выезда соискателей убежища, не получивших такового.
.
Было значительно увеличено количество “интеграционных курсов” для новоприбывших. Наряду с этой мерой либерализировано законодательство в отношении минимальной оплаты труда. В августе 2016 г. Министерство труда инициировало “Ein-Euro-Job-Programm” для беженцев. По плану чиновников, это позволит трудоустроить
порядка 100 тыс. человек.
.
В конце 2015 — начале 2016 г. дважды вносились изменения в закон об убежище. Поправки, принятые в сентябре 2015 г. (так называемый
 Asylpaket I), предусматривали следующие меры:
.
– распределение финансирования между федеральным правительством и правительствами земель;
– замена денежных выплат соискателям убежища иной материальной помощью (одежда, еда);
– облегчение процедур депортации;
– распределение беженцев по территории страны;
– либерализация законодательства, регулирующего планирование в сфере строительства;
– создание центров первичного приема беженцев, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджетов земель (было создано
150 тыс. таких центров);
– Косово, Черногория и Албания были объявлены “безопасными странами” (что избавляет ФРГ от гуманитарных обязательств, предусмотренных Женевской конвенцией;
— соискатели убежища, являющиеся гражданами указанных трех
государств, удерживаются в таких центрах сроком
 до шести месяцев);
– снижение расходов на медицинское сопровождение беженцев;
– обязательные интеграционные курсы;
– обеспечение скорейшего доступа к рынку труда беженцам, получившим разрешение на временное пребывание.
 

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.