- Важное
- гражданам ЕАЭС
- защита правозащитников
- люди, которых нет
- методички для мигрантов
- миграционное право
- Научные исследования в области миграции / миграциология
- новости миграции
- Образцы обращений, жалоб, исков
- свобода информации
- соотечественникам
- теория прав человека
- чемодан мигрантских историй
Центральная Азия: подавление протестов, давление на НПО и запугивание активистов
Заявление Международного партнерства по правам человека (МППЧ, Бельгия), Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ, Казахстан), Общественного фонда «LegalProsperity» (Кыргызстан), Общественного фонда «Нота Бене» (Таджикистан), Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ, в изгнании, базируется в Австрии) и Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA, в изгнании, базируется во Франции) к Совещанию ОБСЕ по вопросам человеческого измерения в 2019 году:
«Пространство для гражданского общества в Центральной Азии остается ограниченным, так как власти региона ограничивают свободу ассоциации, мирных собраний и выражения мнений способами, которые противоречат их международным обязательствам в области прав человека. Начало действия срока полномочий нового президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева омрачено жесткой реакцией казахстанских властей на массовые протесты, связанные с президентскими выборами, состоявшимися в июне 2019 года. Власти до сих пор не провели надлежащего расследования документально зафиксированных нарушений прав мирных демонстрантов во время этих и других акций протеста, имевших место в этом году. С момента вступления в должность осенью 2017 года Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков придерживается более конструктивной позиции по отношению к гражданскому обществу по сравнению со своим предшественником. Тем не менее, так же, как и в других странах региона, НПО по-прежнему сталкиваются с повсеместным недоверием и подозрительностью, особенно в случаях, когда они занимаются правами меньшинств или другими чувствительными с точки зрения властей вопросами. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил намерение повысить роль гражданского общества,но властями не были приняты системные меры для прекращения многолетних репрессийи начала открытого диалога с представителями гражданского общества. Как было отмечено недавно несколькими органами ООН по правам человека, гражданское общество в Таджикистане также подвергается давлению. Власти Туркменистана жестко контролируют пространство деятельности гражданского общества, а также запугивают, преследуют и заставляют молчать активистов, открыто критикующих режим«.
Рекомендации
Властям Казахстана следует:
- Провести независимые, беспристрастные и тщательные расследования всех сообщений о чрезмерном применении силы, нарушениях процессуальных норм, а также других нарушений прав человека, имевших место в связи с мирными протестами, проводившимися с марта 2019 года, в частности 9-11 июня 2019 года, и привлечь к ответственности всех должностных лиц, виновных в нарушениях.
- Принять конкретные меры для приведения национального законодательства и правоприменительной практики о мирных собраниях в соответствие с международными стандартами.
- Гарантировать, чтобы общественным организациям и профсоюзам не отказывали в регистрации по произвольным причинам.
- Прекратить практику запугивания и преследований, включая использование политически мотивированных обвинений против гражданскихактивистов, адвокатов-правозащитников и профсоюзных лидеров.
Властям Кыргызстана следует:
- Поддерживать постоянный диалог с гражданским обществом, поощрять позитивное отношение к его представителям, осуждать, расследовать и привлекать к ответственности лиц, совершивших враждебные словесные и физические нападки на группы гражданского общества и активистов.
- Освободить Азимжана Аскарова и дать ему возможность выехать в безопасную третью страну для получения доступа к медицинскому обследованию и лечению, в которых он срочно нуждается; положить конец попыткам захватить его дом.
- Гарантировать во всех случаях право на свободу мирных собраний в соответствии с национальными и международными стандартами и воздерживаться от наложения выборочных, произвольных ограничений на это право.
Властям Таджикистана следует:
- В соответствии с призывом Комитета ООН по правам человека обеспечить, чтобы все существующие и будущие законы и положения, регулирующие деятельность НПО, полностью соответствовали МПГПП и не приводили на практике к чрезмерному контролю или вмешательству в деятельность НПО.
- В соответствии с рекомендациями Комитета ООН по правам человека прекратить практику запугивания и преследования, включая использование уголовных обвинений как форму мести в отношении независимых журналистов, членов оппозиции и адвокатов.
- Выполнить решение Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям по делу Бузургмехра Ёрова, а также выполнить рекомендации Рабочей группы ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям.
Властям Туркменистана следует:
- Предпринять конкретные меры для создания в Туркменистане условий, в которых правозащитные группы смогут действовать открыто и без страха преследования, а также прекратить дискредитировать информацию, публикуемую функционирующими в изгнании правозащитными группами и перестать препятствовать их работе.
- Прекратить практику запугивания и преследования независимых журналистов, гражданских активистов и других лиц, критикующих правительство, включая использование произвольного запрета на выезд из страны.
- Освободить лица, лишенные свободы по политически мотивированным обвинениям,а также предоставить информацию о судьбе и местонахождении тех, кто исчезв тюрьмах.
- Прекратить принудительную мобилизацию жителей для участия в массовых мероприятиях.
Властям Узбекистана следует:
- Прекратить слежку за независимыми журналистами, правозащитниками и гражданскими активистами, а также их преследование; гарантировать, что никто не будет заключен в тюрьму по политически мотивированным обвинениям.
- Привести законодательство, нормативные положения и практику регистрации, деятельности ифинансирования НПО в соответствие с международными стандартами в области прав человека и позволить этим организациям регистрироваться путем простой и прозрачной процедуры и осуществлять свою деятельность без неоправданного вмешательства со стороны государства.
- Гарантировать, чтобы не чинились препятствия для регистрации правозащитной НПО «Восстановление справедливости» и прекратить оказывать давление на учредителей организации.
- Содействовать конструктивному диалогу между властями и местным гражданским обществом.