1,7 миллиона человек из стран ЕАЭС приехали в Россию на работу
В 2022 году в Россию на работу из четырех стран ЕАЭС приехали 1,7 миллиона человек — столько же, как и в 2021 году. Такие данные приводятся в информационном докладе «Евразийская экономическая интеграция», который подготовили Минэкономразвития, Аналитический центр при правительстве и Всероссийская академия внешней торговли.
В документе представлена информация об основных этапах развития евразийского интеграционного проекта, отражены главные торговые и социально-экономические показатели стран ЕАЭС.
Напомним, подписание Договора о ЕАЭС произошло в 2014 году. За 2015-2022 годы взаимная торговля государств — членов ЕАЭС выросла на 87 процентов — с 44,5 миллиарда до 83,3 миллиарда долларов. Внешняя торговля увеличилась на 59 процентов. ЕАЭС занимает первое место в мире по добыче нефти, второе — по добыче газа и производству минеральных удобрений, третье — по производству пшеницы, картофеля, животноводческой продукции.
Сегодня страны ЕАЭС полностью обеспечивают себя растительным маслом, зерном, свининой, бараниной. В докладе подробно описаны сферы интеграции, в которых взаимодействуют страны союза: таможенное регулирование, энергетика и финансы, транспорт и логистика, промышленность, техническое регулирование. В том числе и единый рынок труда. Он начал формироваться с момента образования союза, в 2014-2015 годах. Уже тогда был узаконен порядок, позволяющий гражданам стран ЕАЭС работать без оформления патента или разрешения на работу. На них не распространяются квоты Минтруда на допустимую долю иностранцев в отраслях экономики.
К 2019 году были урегулированы вопросы пенсионного, медицинского и социального страхования приезжающих работников. Большинство из них занято в строительстве и розничной торговле.
Рабочая сила экспортируется в Россию не только из стран ЕАЭС. Значительная доля приходится на Узбекистан и Таджикистан. Причем массового оттока мигрантов в 2022 году не было. Впечатление, что мигранты массово покидают Россию, возникло из-за особенностей системы учета. Вероятно, этим объясняется, почему правительство поначалу стало сворачивать программы упрощенного въезда иностранных работников, ранее разработанные из-за опасений дефицита на рынке труда.