Главная » Библиотека » Иностранцам и апатридам » миграционное право » Комментарий к закону о поправках по миграционному учету: принимающей стороной может быть любой собственник жилья, в т.ч. — иностранец

Комментарий к закону о поправках по миграционному учету: принимающей стороной может быть любой собственник жилья, в т.ч. — иностранец

В июне 2020 года Совет Федерации одобрил принятый Госдумой закон о поправках в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Осталось дождаться подписи Президента. Будем надеяться, что это произойдет без задержек. После официального опубликования через 90 дней поправки вступят в силу.

Главная новация нового закона, которую дано ждали – это то, что принимающей стороной (имеющим право регистрировать в собственном жилье иностранцев и лиц без гражданства) может выступать любой собственник жилья в России, в том числе и иностранный гражданин. Тем самым снимается абсурдное положение действующего закона, когда, например, соотечественник, приехавший с семьей по Государственной программе оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (далее – Госпрограмма) купивший квартиру не мог прописать (поставить на миграционный учет, зарегистрировать по месту проживания) даже членов своей семьи. Они вынуждены были регистрироваться по другим адресам, хотя жили, естественно, в своем семейном доме, становясь нарушителями закона «о резиновых квартирах».

Очень важным улучшением действующего закона является и то, что для участников Госпрограммы дается срок 30 +7 дней на оформление миграционного учета (а не 7 дней, как в действующем законе). Приводится к разумному решению вопрос о миграционном учете при краткосрочном выезде в командировки, в санатории и пр., когда основное место пребывания, где уже есть миграционный учет не изменяется. В этом случае миграционный учет по основному месту пребывания не будет аннулироваться. Также учитывается, что не все приезжающие в РФ заполняют на границе и имеют миграционную карту (граждане стран ЕАЭС, например), от них не будут ее требовать при постановке на миграционный учет.

Напомню, что законопроект №818933-7 был внесен в Госдуму Правительством 22 октября 2019 года. Ответственным за прохождение в Госдуме данного законопроекта являлся Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. 12 декабря 2019 года законопроект был принят в первом чтении. 27 мая 2020 года принят сразу во втором и третьем чтениях.

Надо сказать, что предложение, которое по согласованию с МВД и Государственно-правовым управлением сделал первый заместитель председателя ответственного Комитета К.Ф.Затулин, о принятии законопроекта во втором и третьем чтении в один день вызвало в Думе дискуссию. Возражения были высказаны депутатом от фракции «Справедливая Россия» О.А.Ниловым, который высказался против того, что принимающей стороной может выступать любой иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, и ему показалось, что данное положение внесено поправкой ко второму чтению. Но депутат Нилов совершенно напрасно обвинял К.Ф.Затулина за то, что принимающей стороной сможет стать любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жилое помещение в России. Господин Нилов возмутился, что якобы этим он (Затулин) открывает «не только двери, но и все форточки» для въезда в Россию всякому иностранцу и его многочисленной семье, превращая страну в проходной двор. Это не Затулин и не другие депутаты, внесшие свои поправки ко второму чтению, а Правительство в своем законопроекте предложило (и надо сказать, на основе анализа многолетней практики) любому собственнику жилья стать принимающей стороной. Депутат О.А.Нилов проголосовал при первом чтении за правительственный законопроект, и, видимо, никаких опасностей не заметил, поскольку не внес никаких своих поправок ко второму чтению. Его возражения во время второго чтения законопроекта показали, как депутаты бывают невнимательны при принятии законов.

Все поправки, предложенные к принятию во втором чтении, носили либо технический характер, уточняя требования к принимающей стороне, либо ограничивали возможности для владельца, проживающего за рубежом, предоставлять свое жилье, по сравнению с внесенным законопроектом. Так, собственник, проживающий за рубежом, должен будет давать доверенность на регистрацию в своем жилье в России тому, кого он намерен зарегистрировать, а не передоверять это третьему лицу, как было первоначально предложено Правительством.

Как верно заметил депутат С.В.Иванов (ЛДПР), возражая депутату О.А.Нилову, законопроект позволяет поставить под контроль пребывание гораздо большего числа иностранцев, чем действующий закон, уменьшить армию нелегалов. Не это ли важно для безопасности нашей страны?

А для соотечественников, которые получают больше возможностей для миграционного учета, закон расширяет площадку, с которой начинается их легальный путь к интеграции в России, вплоть до гражданства. Это и двигало К.Ф.Затулиным, который предложил не тянуть с принятием закона.

Конечно, еще много чего нужно поменять в нашем законодательстве, чтобы соотечественники, прибывающие на постоянное жительство, не становились изгоями на Родине. Но, по крайней мере, еще один шажок на этом пути сделан с принятием поправок в закон о миграционном учете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.