Главная » Библиотека » Иностранцам и апатридам » методички для мигрантов » Круглый стол: «Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона»

Круглый стол: «Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона»

24 марта  2021 года Международное общественное движение «Форум переселенческих организаций» совместно с Институтом стран СНГ в рамках реализации проекта «Право на Родину» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, провёл в г.Москве круглый стол на тему: «Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона».
Для участия были приглашены сотрудники Главного управления по вопросам миграции МВД России, УВМ УМВД по Калужской, Московской областям и городу Москве, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в Воронежской, Калужской и свердловской областях, представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,
учёные, специалисты-практики и соотечественники.

Целью круглого стола было обсуждение проблемы репатриации в Россию: как реализуется право соотечественников на репатриацию; сопоставление с опытом зарубежных стран, осуществляющих программы репатриации; необходимость специального закона о репатриации – обсуждение разработанных ранее вариантов и выработка оптимальной концепции проекта базового федерального закона.

Рассматривались вопросы:

 

  • системные проблемы госпрограммы переселения соотечественников из-за рубежа. Кого признают соотечественником в Российской Федерации? А.Докучаева / Институт стран СНГ
  • проект Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию»
    Концепция Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию», 3 июня 2004 г.
  • к «круглому столу» на тему: «О проекте федерального закона «О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России» 23 ноября 2004 г., выступление депутата Государственной Думы, К.Ф.Затулина:
  • проект ФЗ «О возвращении (репатриации) российских соотечественников», Предложение Санкт-Петербургской Ассоциацией помощи беженцам
  • проект Федерального закона«О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России», 26.11.2004
  • из миграционных тупиков к разборчивой этнополитике, А.Н. Савельев
  • программы  репатриации в Польше и Латвии
  • справка о программе репатриации немцев в Германию
  • о программе  репатриации в Казахстане
  • письмо инициативной группы медработников, переезжающих на ПМЖ в Россию
  • репатриация, комментарии соотечественников.

В настоящее время госпрограмма содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в Россию из-за системных недочётов неспособна реализовать моральные обязательства государства
перед носителями российской культуры и ценностей, наиболее способными к скорейшей адаптации и развитию системы позитивных социальных связей принимающего сообщества. Представляя собой во многом субъективный оргнабор трудовых мигрантов, в котором отсутствует ключевая репатриационная составляющая в качестве её цели и задачи, нет организующего работу ответственного ФОИВа, госпрограмма не удовлетворяет целям репатриации:

— для участия в госпрограмме не имеет значения принадлежность к народам России с сохранением соответствующих традиций и обычаев из поколения в поколение. Требуется лишь иметь в прошлом гражданство СССР, не обязательно знать русский язык, традиции и обычаи народа России, считать её своей Родиной и др. Это нивелирует ценности, сохранённые в семьях представителей российских народов, желающих вернуться на свою Родину,
— имеет значение только соответствие претендента требованиям вакансий для трудоустройства — все не соответствующие критериям в госпрограмму не допускаются;
— переселение производится по региональным программам переселения, в которых субъекты РФ сами определяют профессиональные требования к участникам (во многих случаях нелогичные и странные). То есть нельзя стать участником госпрограммы даже при наличии в России родственников, готовых обеспечить жильём, если в этом регионе нет вакансии по твоей профессии;
— одновременно это отсекает претендентов с «нетрудоспособными» обстоятельствами, требующими повышенных социальных расходов (многодетных и тем более — одиноких многодетных, одиноких инвалидов, нетрудоспособных и лиц пожилого возраста, имеющих тяжелобольного члена семьи и др.). Эти люди не попадают в госпрограмму, хотя могли бы принести огромную пользу обществу;
— неоправданная субъективность отбора претендентов исключает представителей народов России из числа получателей преференций по ускоренному получению российского гражданства и содействию государства в обустройстве;
— всё это не соответствует моральным обязательствам государства перед носителями российской культуры и ценностей, наиболее способными к скорейшей адаптации и развитию системы позитивных социальных связей принимающего сообщества;
— отсутствует реализующий и контролирующий реализацию госпрограммы федеральный орган исполнительной власти, проводится координация деятельности лишь на уровне межведомственной комиссии при МВД России;
— управление столь демографически, социально, экономически и морально значимой для России сферой общественной деятельности не может регулироваться элементами самодеятельности без организующего работу органа исполнительной власти социального блока (а не «силового» — МВД России);
— отсутствие координирующего работу органа власти обусловливает большие очереди переселенцев на консультацию, обоснованные жалобы на некомпетентность сотрудников миграционных и других органов и учреждений, полную безответственность должностных лиц за немотивированные отказы в участии в госпрограмме, истребование непредусмотренных законодательством документов и др.;
— сохранение вместе с этим системы оказания коммерческих услуг по вступлению в госпрограмму усиливает социальную напряженность, порождая коррупцию.

 

PS

По данным ГУВМ в 2020-2021 годах число соотечественников, ставших участниками госпрограммы значительно сократилось. В период пандемии — поскольку не работали консульства и посольства России за рубежом — не работали и временные группы ГУВМ: документы на участие в госпрограмме не принимались. Хотя члены временных групп приказом начальника МВД РФ в Россию не возвращались и целый год находились в командировке за границей, им было предложено консультировать потенциальных соотечественников дистанционно.

Всего за 2020-2021 год подано более 14 тыс. заявлений от соотечественников — участников госпрограммы; из них — 7300 заявлений — из Казахстана (19 тыс. человек вместе с членами семьи соотечественника-участника госпрограммы).

В регионах вселения: Дальний Восток и Сибирь осуществляется софинансирование федерации и региона по временному жилищному обустройству соотечественников; есть варианты компенсации найма жилья до 6 месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.